Программно-целевой подход к управлению воспроизводственным процессом в АПК

. Годовое, а не пятилетнее планирование финансов, нарушение приоритетности госпрограммы, отказ государства от ранее принятых обязательств. Перечень мероприятий госпрограммы и сумма средств, выделяемых из федерального бюджета на каждое из них, утверждаются ежегодно. Опыт первых лет показал, что такой порядок ведет к существенным изменениям как в составе мероприятий, так и в суммах их финансирования.

Так, в 2008 г. в госпрограмме появились новые мероприятия, существенно изменились суммы субсидий на компенсацию затрат на приобретение минеральных удобрений (было 2,3 млрд руб., стало 10 млрд руб.). В 2010 г., наоборот, из Госпрограммы исключен целый ряд мероприятий (комплексная застройка территорий, развитие консультационных служб, участие союзов в государственном управлении, развитие табунного коневодства, овощеводства, производства рапса, льна, закладка и уход за неплодоносящими садами и виноградниками, поддержка экономически значимых региональных программ). При этом не учитывалось, что по некоторым из исключенных мероприятий обязательства государства имели долговременный характер. Например, субсидии выделялись не только на посадку многолетних насаждений, но и на уход за ними до вступления в плодоношение. Государство отказалось от субсидирования части затрат по уходу.

По целому ряду мероприятий госпрограммы финансирование сокращено в два раза и более (сельское развитие, приобретение удобрений и т.д.).

Исключение и сокращение финансирования важнейших мероприятий Госпрограммы свидетельствуют о том, что она утратила статус приоритетного национального проекта, что ее финансирование осуществляется по остаточному принципу.

. Отсутствие оперативности информирования сельхозтоваропроизводителей об условиях господдержки на текущий год. Сложная многоуровневая система принятия решений по господдержке требует длительного периода согласований, лимиты средств из федерального бюджета на осуществление каждого мероприятия доводятся до субъектов РФ только в марте. При использовании методики распределения субсидий пропорционально заявкам ставки становятся известными лишь в конце года.

. Отсутствие гарантии государственной поддержки сельхозпроизводителей. В законодательстве РФ прописаны обязательства и гарантии по субсидированию для сельхозтоваропроизводителей. Федеральные деньги распределяются между субъектами РФ, которые после добавления средств на софинансирование делят их между заявителями, выполнившими все условия, установленные Госпрограммой, постановлениями правительства, приказами Минсельхоза РФ, постановлениями органов исполнительной власти субъектов РФ, приказами региональных органов управления АПК. Но если сумма заявок превышает лимиты субсидий, то заявителю будет отказано. При этом обратиться в суд сельхозтоваропроизводитель не может, так как законодательством ему дано право просить субсидию, но ее получение не гарантируется.

. Зависимость доступа к федеральным средствам от регионального софинансирования. Федеральные средства на субсидирования каждого мероприятия выделяются лишь при условии, если данное мероприятие софинансируется из регионального бюджета. Недостаток средств в бюджете субъекта РФ может лишить сельхозтоваропроизводителей доступа к федеральным средствам. Такое положение приводит к нарушению равных условий конкуренции сельхозпроизводителей, разрушает единый аграрный рынок страны, ведет к приоритетному выделению субсидий в регионах с высокой бюджетообеспеченностью, часто расположенных в менее благоприятных для сельского хозяйства регионах.

. Государственные органы не в полной мере контролируют систему расходов по госпрограмме.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Немного больше по теме

Проблемы государственного регулирования экономики в Республике Беларусь
Экономика - это система отношений по поводу производства, распределения, потребления материальных ценностей; - это сорок отраслей народного хозяйства; - это теория и практика рационального использования ресурсов в условиях их ограниченности. Каждая из управляемых систем способна к саморазвитию и к самоуправлению. Экономика бывает рыночная и командно-административная. Если что прои ...