Программно-целевой подход к управлению воспроизводственным процессом в АПК

Некоторые экономисты едины во мнении, что экономика России в целом, как и аграрная экономика в частности, управляется, несмотря на действующую нормативно-правовую основу, вручную, т.е. бессистемно. И действительно, не всегда прослеживается в государственном кредитовании, финансировании отдельных организаций связь в развитии сельского хозяйства, АПК или территории (региона). Кроме того, большинство чиновников говорят о государственной поддержке сельхозтоваропроизводителей или некоторых организаций рыночной, производственной, социальной инфраструктуры. Однако, по нашему мнению, поддержка - это не развитие чего-либо, на основе, прежде всего, структурных изменений в рамках интеграции, инноваций, инвестиций, формирования институтов (модель «4 И»), а вложение денежных средств без изменения системы происходящего, что, соответственно, не способствует развитию и не приносит эффекта в будущем [85].

В агропромышленном комплексе России сложилась непростая социально-экономическая ситуация. С одной стороны, на фоне общего роста экономики страны, начиная с 2000 г. наблюдаются положительные результаты деятельности АПК. Так, определены приоритетные направления национальным проектом «Развитие АПК», государственной программой «Развитие сельского хозяйства на 2008-2012 гг.». Правительством предложен программно-целевой подход, составной частью которого стали федеральные целевые программы (ФЦП): «Социальное развитие села до 2010 г.»; «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 гг.» и ведомственные целевые программы (ВЦП): «Создание Единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса России (2008-2010)»; «О неотложных мерах по борьбе с подкожным оводом, профилактике и оздоровлению крупного рогатого скота от гиподерматоза в Российской Федерации на 2008-2010 годы»; «Развитие льняного комплекса России на 2008-2010 годы»; «Развитие производства и переработки рапса в Российской Федерации на 2008-2010 годы»; «Развитие виноградарства и виноделия Российской Федерации на 2008-2010 годы» [125]. Все перечисленные программы включают достаточно серьезную финансовую составляющую.

С другой стороны, в период мирового финансового кризиса, в условиях глобализации мировые проблемы, в совокупности со специфическими внутренними, сильно повлияли на российский рынок и в том числе на АПК, что вызывает серьезные опасения стагнации и, возможно, очередного отката от достигнутых позиций. Однако мы считаем, что проблема в большей степени заключается в отсутствии системного, структурного подхода в реализации разработанных проектов и программ. Так, уровень рентабельности в среднем по сельскому хозяйству снизился в 2008 г. по сравнению с 2007 г. на 3%, сократился абсолютный размер прибыли, возросла закредитованность хозяйств. Реализация сельхозтоваропроизводителями мяса крупного рогатого скота была убыточна во всех субъектах РФ, свиней - в 44 регионах из 78, овец - в 42 из 71, птицы - в 43 из 76. Продовольственная инфляция к январю 2009 г. составила 16,5%, в то время как рост цен на продукцию сельского хозяйства в январе 2009 г. по отношению к январю 2008 г. составил лишь 2,5%. Согласно мониторингу реализации госпрограммы «Развитие сельского хозяйства на 2008-2012 гг.», проводимому в 30 регионах страны (во всех федеральных округах), 60% респондентов заявили о больших трудностях в реализации сельхозпродукции, что свидетельствует о низком уровне имеющейся инфраструктуры. В развитых странах подобная проблема решается через сеть кооперативов (в США 70% молока реализуют через кооперативы, во Франции, Германии 65% сахара реализуют таким же образом) [125].

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Немного больше по теме

Понятие и функции финансов в рыночной экономике
Понятие и функции финансов в рыночной экономике ...