Программно-целевой подход к управлению воспроизводственным процессом в АПК

. Государственное регулирование рынков сельхозпродукции осуществляется наиболее затратными и наименее эффективными способами. В статье 14 Закона «О развитии сельского хозяйства» предусмотрен механизм государственного регулирования рынка зерна, гарантирующий поддержание рыночных цен в интервале между минимальным и максимальным их уровнем. Однако за 4 года после принятия закона максимальная цена так и не была установлена, механизм залога не введен, а прием зерна государством по минимальной цене не организован. Проводимые и на бирже нтервенционные закупки зерна ведут к огромным бюджетным затратам. При этом интересы производителей зерна не только не защищаются государством, а наоборот, ущемляются, так как от его имени интервенционные закупки осуществляет Объединенная зерновая компания, которая заинтересована в уменьшении закупочных цен, а не в поддержании их на уровне не ниже объявленной минимальной цены.

На наш взгляд, указанные недостатки Госпрограммы являются спорными, и невозможно точно определить, положительное или отрицательное влияние на ее реализацию оказывают данные факторы. Так, ежегодного планирования позволяет более оперативно реагировать на изменяющиеся рыночные условия, корректировать схемы и размеры субсидирования, что в конечном счете положительно сказывается на эффективности государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей. Перенаправление в 2008 г. части средств, предусмотренных федеральной программой, на увеличение объемов субсидирования покупки комбикормов в первую очередь отвечало интересам производителей животноводческой продукции, в значительной мере ощутивших на своей производственной деятельности влияние финансового кризиса.

Несвоевременная информированность сельхозтоваропроизводителей об условиях господдержки в большей степени является результатом в целом несогласованного взаимодействия органов власти на различных уровнях (федеральный, региональный, муниципальный) и неудовлетворительной работы информационно-консультационных центров, местных органов управления агропроизводством, а не госпрограммы в частности.

Стоит признать, что действующая Госпрограмма имеет также ряд преимуществ и положительных нововведений в управлении АПК. Это также подтверждает успешная реализация основных целей и задач программы в ряде регионов Российской Федерации, в том числе в Алтайском и Краснодарском крае, о чем будет идти речь в следующем разделе монографии.

Кроме того, мы считаем, что каждая ведомственная программа развития регионального АПК, должна включать прогноз разрабатываемый в трех вариантах сценария, при этом различия по вариантам объясняются изменением динамики развития базовых отраслей экономики региона и отраслей сферы услуг, интенсивностью реализации инвестиционных проектов, различной степенью влияния внешних и внутренних факторов, направленных на повышение конкурентоспособности региона и ускорение экономического роста.

Каждый из сценариев характеризуется такими параметрами, как степень обеспечения продовольственной безопасности, темпы экономического роста, уровень межотраслевой сбалансированности, чистая стоимость.

Первый инерционный сценарий прогноза развития регионального АПК не предполагает каких-либо структурных преобразований при относительно устойчивой комбинации внешних и внутренних условий, связанных с выходом из кризиса и активным участием АПК региона в приоритетном национальном проекте «Развитие АПК». Достижение прогнозных показателей будет обеспечено за счет имеющегося потенциала сельхозтоваропроизводителей, переработчиков и реализации предусмотренной системы мер государственной поддержки. Увеличение объема производства продукции сельского хозяйства будет обеспечено за счет совершенствования технологий производства, укрепления материально-технической базы АПК и развития инфраструктуры, поддержки кооперационных и интеграционных процессов на селе. Повышение общей технологической культуры земледелия будет осуществляться за счет активизации деятельности региональной и районных машинно-технологических станций, способных выполнять интегрирующую роль, объединяя в единый технологический комплекс нескольких сельхозтоваропроизводителей региона. Роль количественных и качественных показателей в растениеводстве достигается за счет применения современных ресурсосберегающих технологий в соответствии с современными агротехническими и экологическими требованиями [21].

Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Немного больше по теме

Планирование расходов бюджета на культуру и искусство
В современном мире культура приобретает особую социальную значимость и рассматривается как фактор духовного здоровья населения, социальной стабильности, национальной безопасности, как фактор привлекательности территории для проживания и инвестирования. Обеспечить стабильное социально-экономическое развитие государства можно только за счет вклада культуры в человеческий капитал. Пр ...