Концепция создания национальной инновационной системы АПК

Наряду с элементами и функциями инновационного потенциала имеются и другие структурообразующие факторы, в частности по критериям накопления, развития и активизации. Элементы инновационного потенциала АПК, его функции, факторы накопления, формирования, развития и активизации представляют собой целостную систему, в рамках которой они взаимодействуют и приобретают динамичный характер [182].

Инновационная политика в отношении агропромышленного комплекса отличается по характеру, масштабам поддержки, объему ресурсов, необходимых для обновления и модернизации производственного потенциала на основе реализации отечественных достижений науки и техники. Причем централизованная организация инновационной деятельности в АПК представляется неэффективной в силу специфики данной отрасли материального производства. Наиболее приемлемой представляется организация инновационной деятельности с ориентацией в первую очередь на региональные особенности и потребности в инновациях, которые определяют приоритетные направления развития агропромышленного комплекса. Задача государства заключается в разработке механизмов и инструментов для стимулирования привлечения финансовых ресурсов в форме инвестиций в региональный агропромышленный комплекс, в поддержке социальной сферы и развитии инфраструктуры.

Для организации и стимулирования инновационной деятельности используются как прямые, т.е. включающие непосредственно финансовую помощь (государственные закупки и т.д.), так и косвенные (налоги, нормы, подготовка специалистов и т.д.) инструменты воздействия. Этот механизм достаточно хорошо известен и поэтому может считаться традиционным. Однако воздействие на инновационный процесс этих методов достигается путем различного их использования и варьируется в соответствии с объективно присущими самому инновационному процессу закономерностями.

Государственная научно-техническая политика не может и не должна ограничиваться лишь финансовой поддержкой научно-технических программ и предоставлением различных льгот хозяйствующим субъектам, осуществляющим инновационную деятельность. Государство обязано выполнять (посредством своих уполномоченных исполнительных органов, прежде всего инновационных научно-технических фондов) функции экономической (коммерческой) реализации научно-технических новшеств, выступать основным инвестором интеллектуального капитала, субъектом присвоения экономических эффектов НТП.

Основными механизмами и инструментами государственной поддержки сельского хозяйства являются дотации, компенсации, субсидии, гарантии; госзаказы, квоты; товарные закупочные интервенции; залоговые операции; гарантированные целевые минимальные цены; лизинг; бюджетное финансирование; бюджетные ссуды; льготное налогообложение, льготное кредитование; таможенные пошлины; ускоренная амортизация. Применение выше названых механизмов и инструментов поддержки чаще всего происходит в рамках деятельности какого-либо внебюджетного фонда или при реализации государственной программы. В таблице 7 представлены основные институты и фонды поддержки инновационного развития всех отраслей экономики Российской Федерации.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Немного больше по теме

Политика занятости в современной России
Занятость является одной из существенных характеристик экономики, благосостояния народа. Уровень занятости представляет собой важнейший макроэкономический показатель. Но занятость не чистое экономическое явление. Она обусловлена демографическими процессами, выступает частью социальной политики, т.е. имеет демографическое и социальное содержание. Как экономическая категория, заня ...