Концепция создания национальной инновационной системы АПК

открытость национальной экономики, т.е. ее включенность (в той или иной степени) в глобальное мировое хозяйство;

законодательно закрепленное право частной собственности, в том числе на результаты интеллектуальной деятельности;

равноправие хозяйственных субъектов, включая государство, в экономической деятельности;

законодательное обеспечение конкурентной среды, что постоянно ориентирует производителей на интересы потребителей и стимулирует непрерывное создание инноваций.

Состав субъектов рыночной НИС, на первый взгляд, мало отличается от того, который был в административной системе: это организации, занятые фундаментальными, прикладными исследованиями и опытно-конструкторскими разработками, созданием опытных образцов, их испытаниями и доведением до «товарной» стадии и далее по циклу. Но в рыночных НИС из-за отсутствия государственного патернализма почти все основные риски инновационной деятельности берут на себя сами субъекты этой деятельности.

Таким образом, продвигая на рынок новые продукты и технологии, субъекты инновационной деятельности рискуют собственным благополучием, а иногда и самим своим существованием. Зато и мотивационные стимулы для них многократно выше, чем в административной системе. Именно поэтому в организационных структурах НИС органично возникает и развивается малый инновационный бизнес (МИБ). Сообщество инновационных предпринимателей выступает в роли разработчиков наиболее рискованных бизнес-проектов, основанных на уникальных, ранее не использовавшихся научно-технических, управленческих, социальных и других новшествах.

В рыночной экономике именно реальные нужды потребителя, т.е. конечный спрос, формирует структуру актуальных инноваций. Производители новшеств ориентируются на существующий и перспективный спрос. В рыночной экономике конечный спрос активно «вытягивает» в жизнь самые востребованные и ценные инновации.

В целом для организационных структур рыночных НИС характерно сочетание крупных интегрированных фирм, лидеров национальных и мировой экономик, со множеством фирм сектора МИБ, осуществляющих пионерную, связанную с риском инновационно-технологическую деятельность [136].

Особое значение при формировании НИС имеет создание в стране инновационной инфраструктуры. Применительно к рассматриваемым проблемам будем называть инновационной инфраструктурой совокупность всех подсистем, обеспечивающих доступ к различным ресурсам и / или оказывающих те или иные услуги участникам инновационной деятельности.

Обычно выделяются следующие подсистемы инновационной инфраструктуры:

производственно-технологическая: технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и т.п.;

финансовая: различные типы фондов - бюджетные, венчурные, страховые, инвестиционные, а также другие финансовые институты, такие как фондовый рынок;

информационная: собственно базы данных и знаний, и центры доступа, а также аналитические, статистические, информационные и другие центры;

кадровая: образовательные учреждения по подготовке и переподготовке кадров в области научного и инновационного менеджмента, технологического аудита, маркетинга и т.д.;

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Немного больше по теме

Применение макроэкономических индикаторов в прогнозировании
Прогнозирование в экономике - научно обоснованное предвидение характера и динамики явлений и процессов, протекающих на предприятиях, региональном, отраслевом и народнохозяйственном уровнях. Цель такого предвидения - повысить качество принимаемых тактических и стратегических решений, избежать по крайней мере грубых ошибок при разработке проектов краткосрочной и, в особенности, долг ...