Концепция создания национальной инновационной системы АПК
открытость национальной экономики, т.е. ее включенность (в той или иной степени) в глобальное мировое хозяйство;
законодательно закрепленное право частной собственности, в том числе на результаты интеллектуальной деятельности;
равноправие хозяйственных субъектов, включая государство, в экономической деятельности;
законодательное обеспечение конкурентной среды, что постоянно ориентирует производителей на интересы потребителей и стимулирует непрерывное создание инноваций.
Состав субъектов рыночной НИС, на первый взгляд, мало отличается от того, который был в административной системе: это организации, занятые фундаментальными, прикладными исследованиями и опытно-конструкторскими разработками, созданием опытных образцов, их испытаниями и доведением до «товарной» стадии и далее по циклу. Но в рыночных НИС из-за отсутствия государственного патернализма почти все основные риски инновационной деятельности берут на себя сами субъекты этой деятельности.
Таким образом, продвигая на рынок новые продукты и технологии, субъекты инновационной деятельности рискуют собственным благополучием, а иногда и самим своим существованием. Зато и мотивационные стимулы для них многократно выше, чем в административной системе. Именно поэтому в организационных структурах НИС органично возникает и развивается малый инновационный бизнес (МИБ). Сообщество инновационных предпринимателей выступает в роли разработчиков наиболее рискованных бизнес-проектов, основанных на уникальных, ранее не использовавшихся научно-технических, управленческих, социальных и других новшествах.
В рыночной экономике именно реальные нужды потребителя, т.е. конечный спрос, формирует структуру актуальных инноваций. Производители новшеств ориентируются на существующий и перспективный спрос. В рыночной экономике конечный спрос активно «вытягивает» в жизнь самые востребованные и ценные инновации.
В целом для организационных структур рыночных НИС характерно сочетание крупных интегрированных фирм, лидеров национальных и мировой экономик, со множеством фирм сектора МИБ, осуществляющих пионерную, связанную с риском инновационно-технологическую деятельность [136].
Особое значение при формировании НИС имеет создание в стране инновационной инфраструктуры. Применительно к рассматриваемым проблемам будем называть инновационной инфраструктурой совокупность всех подсистем, обеспечивающих доступ к различным ресурсам и / или оказывающих те или иные услуги участникам инновационной деятельности.
Обычно выделяются следующие подсистемы инновационной инфраструктуры:
производственно-технологическая: технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и т.п.;
финансовая: различные типы фондов - бюджетные, венчурные, страховые, инвестиционные, а также другие финансовые институты, такие как фондовый рынок;
информационная: собственно базы данных и знаний, и центры доступа, а также аналитические, статистические, информационные и другие центры;
кадровая: образовательные учреждения по подготовке и переподготовке кадров в области научного и инновационного менеджмента, технологического аудита, маркетинга и т.д.;
Немного больше по теме
Применение макроэкономических индикаторов в прогнозировании
Прогнозирование в экономике - научно обоснованное предвидение характера и
динамики явлений и процессов, протекающих на предприятиях, региональном,
отраслевом и народнохозяйственном уровнях. Цель такого предвидения - повысить
качество принимаемых тактических и стратегических решений, избежать по крайней
мере грубых ошибок при разработке проектов краткосрочной и, в особенности,
долг ...