Концепция создания национальной инновационной системы АПК

открытость национальной экономики, т.е. ее включенность (в той или иной степени) в глобальное мировое хозяйство;

законодательно закрепленное право частной собственности, в том числе на результаты интеллектуальной деятельности;

равноправие хозяйственных субъектов, включая государство, в экономической деятельности;

законодательное обеспечение конкурентной среды, что постоянно ориентирует производителей на интересы потребителей и стимулирует непрерывное создание инноваций.

Состав субъектов рыночной НИС, на первый взгляд, мало отличается от того, который был в административной системе: это организации, занятые фундаментальными, прикладными исследованиями и опытно-конструкторскими разработками, созданием опытных образцов, их испытаниями и доведением до «товарной» стадии и далее по циклу. Но в рыночных НИС из-за отсутствия государственного патернализма почти все основные риски инновационной деятельности берут на себя сами субъекты этой деятельности.

Таким образом, продвигая на рынок новые продукты и технологии, субъекты инновационной деятельности рискуют собственным благополучием, а иногда и самим своим существованием. Зато и мотивационные стимулы для них многократно выше, чем в административной системе. Именно поэтому в организационных структурах НИС органично возникает и развивается малый инновационный бизнес (МИБ). Сообщество инновационных предпринимателей выступает в роли разработчиков наиболее рискованных бизнес-проектов, основанных на уникальных, ранее не использовавшихся научно-технических, управленческих, социальных и других новшествах.

В рыночной экономике именно реальные нужды потребителя, т.е. конечный спрос, формирует структуру актуальных инноваций. Производители новшеств ориентируются на существующий и перспективный спрос. В рыночной экономике конечный спрос активно «вытягивает» в жизнь самые востребованные и ценные инновации.

В целом для организационных структур рыночных НИС характерно сочетание крупных интегрированных фирм, лидеров национальных и мировой экономик, со множеством фирм сектора МИБ, осуществляющих пионерную, связанную с риском инновационно-технологическую деятельность [136].

Особое значение при формировании НИС имеет создание в стране инновационной инфраструктуры. Применительно к рассматриваемым проблемам будем называть инновационной инфраструктурой совокупность всех подсистем, обеспечивающих доступ к различным ресурсам и / или оказывающих те или иные услуги участникам инновационной деятельности.

Обычно выделяются следующие подсистемы инновационной инфраструктуры:

производственно-технологическая: технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и т.п.;

финансовая: различные типы фондов - бюджетные, венчурные, страховые, инвестиционные, а также другие финансовые институты, такие как фондовый рынок;

информационная: собственно базы данных и знаний, и центры доступа, а также аналитические, статистические, информационные и другие центры;

кадровая: образовательные учреждения по подготовке и переподготовке кадров в области научного и инновационного менеджмента, технологического аудита, маркетинга и т.д.;

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Немного больше по теме

Планирование цен и организация ценообразования на предприятии
Одним из наиболее существенных факторов, определяющих эффективность деятельности предприятия, является ценовая политика на товарных рынках. Цены обеспечивают предприятию запланированную прибыль, конкурентоспособность продукции, спрос на нее. Через цены реализуются конечные коммерческие цели, определяется эффективность деятельности всех звеньев производственно-сбытовой структуры пр ...