Концепция создания национальной инновационной системы АПК
экспертно-консалтинговая: ее составляют организации, занятые оказанием услуг по проблемам интеллектуальной собственности, стандартизации, сертификации, а также центры консалтинга, как общего, так и специализирующегося в сферах финансов, инвестиций, маркетинга, управления и т.д.
Во всех перечисленных случаях субъектам инновационной деятельности предоставляется доступ к некоторым видам необходимых им ресурсов и услуг, а именно: к зданиям, сооружениям, оборудованию, приборам и т.д.; к финансовым ресурсам напрямую, либо через получение доли в рыночной стоимости субъектов; к необходимой информации; к кадровым ресурсам требуемой квалификации, либо системам, обеспечивающим повышение их квалификации; к различного вида специальным услугам, которые могут быть оказаны данному субъекту ИД.
Естественно, что «устройство» инновационной инфраструктуры, в том числе ее финансовой составляющей, существенно зависит от основополагающих характеристик самой инновационной системы.
Альтернативы финансовой политики определяются тем, ориентируется ли государство на централизованное либо на децентрализованное перераспределение бюджетных средств в те или иные сегменты инновационной деятельности.
В первом случае (административная модель) инструментом перераспределения служит в основном федеральный или региональный бюджет, а конкретные его механизмы приводятся в действие административным аппаратом исполнительной ветви власти. Центр выделяет бюджетные квоты министерствам, ведомствам и другим прямым бюджетополучателям, которые, в свою очередь, финансируют конкретные научно-технические проекты и программы либо финансирует деятельность тех или иных научно-технических организаций в целом. Последнее иногда называется финансированием «среды» - творческой, научно-технической и т.п. Для принципиально иного подхода - либеральной модели, использующей в основном косвенное регулирование - характерна передача большей части распределительных функций рынку, т.е. самим хозяйствующим субъектам. Государство при этом через законодательные, налоговые и иные регуляторы стимулирует финансирование научно-технических проектов самими субъектами из их собственных средств. Таким образом, деньги, минуя лишние бюрократические ступени, быстрее идут туда, куда выгодно самим субъектам экономики. За государством в лице министерств и ведомств остаются только такие общественно значимые сегменты, как оборона, массовое образование, социальное обеспечение и др.
В либеральной модели НИС используются механизмы финансирования, обеспечивающие более эффективные решения - конкурсный отбор и независимая экспертиза проектов, ограничение лоббирования, исключение конфликта интересов, передача регулирующих функций профессиональным объединениям и т.д. При этом даже средства государственного бюджета, например, на научно-исследовательские работы, в определенных случаях эффективнее распределять не через ведомственные каналы, а через специализированные внебюджетные фонды.
Такие фонды образуются в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1999 г. №1156 «Об утверждении порядка образования и использования внебюджетных
Немного больше по теме
Проблемы и пути бюджетного регулирования экономики региона (на примере Акмолинской области)
Актуальность
темы исследования. В условиях рыночной экономики в РК роль бюджета как
распределительных денежных отношений, обеспечивающих формирование устойчивых
прямых и обратных связей хозяйственного механизма. До начала экономической и
политической реформы в Республике Казахстан системные вопросы косвенного, в том
числе бюджетного, воздействия на региональную экономику, не иссле ...