Концепция создания национальной инновационной системы АПК

Создание национальной инновационной системы состоит в формировании относительно целостной системы, эффективно преобразующей новые знания в новые технологии, продукты и услуги, которые находят своих реальных потребителей на национальных или глобальных рынках.

Системный характер понятия национальной инновационной системы (НИС) означает, что технологическое развитие рассматривается не в виде цепочки односторонне направленных причинно-следственных связей, ведущих от НИОКР к инновациям, а как процесс взаимодействия экономических, социальных, политических, организационных и других факторов, определяющих создание инноваций.

Концепция национальных инновационных систем начала активно развиваться в конце в конце 1980-х. Ее сторонником был профессор Университета Сассекса (Великобритания) Кристофер Фримен, предложивший как сам термин «национальная инновационная система», так и ряд постулатов этой концепции в работе «Инновации в Японии» (1987). По Фримену, НИС - это сеть частных и государственных институтов и организаций, деятельность и взаимодействие которых приводят к возникновению новых технологий, их модификации, импорту и распространению.

Понятие национальной инновационной системы воплощает в себе наиболее современное восприятие инновационного процесса. Оно отражает важные изменения в условиях и содержании инновационной деятельности, происходящие в последние десятилетия. Исследования, основанные на понятии национальной инновационной системы, создают базу для разработки технологической и промышленной политики государства.

В качестве альтернативного определения НИС можно предложить и такой вариант: «Национальная инновационная система - это исторически сложившаяся подсистема национальной экономики, которая состоит из различных институтов и экономических структур, оказывающих влияние на темпы и направления технологических изменений в обществе».

Основы будущей концепции НИС были заложены в работах ряда исследователей еще 1960-е и 1970-е, а ее непосредственным предтечей можно считать американца М. Абрамовица, в 1986 г. опубликовавшего в журнале Journal of Economic History статью «Догоняя, перегоняя и отставая», позднее ставшую классической. Именно в этой статье были рассмотрены важнейшие элементы экономико-технологического потенциала различных стран и факторы, влияющие на динамику его развития.

Несмотря на глобализацию, интерес исследователей именно к национальным инновационным системам объясняется тем, что именно на этом уровне наиболее отчетливо проявляются механизмы регулирования обмена научно-техническими знаниями. Как отмечает профессор Квебекского университета Х. Ниози, «в то время как финансовый капитал относительно легко пересекает национальные и региональные границы, переток этих знаний происходит значительно медленнее, что объясняется более герметичным характером последних» [86].

В настоящее время запас собственно «российских новых знаний» стремительно иссякает, а мировой их запас непрерывно растет. Нынешняя инновационная система, все еще наполовину административно-командная, не умеет эффективно трансформировать новое знание в полезные для общества и экономики продукты и технологии. Если следовать системному подходу к формированию научно-технической политики, то для ускорения перехода России к экономике знаний государство должно оптимально распределять весьма ограниченные бюджетные ресурсы по стадиям инновационного цикла. Более того, структура распределения государственных средств должна гибко реагировать на появление «узких мест» в структуре цикла. Сейчас, например, таким узким местом является явная нехватка «мощностей», эффективно преобразующих знание в товар.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Немного больше по теме

Повышение экономической эффективности деятельности ИП Дудаков А.В.
Теоретические аспекты экономической эффективности ...