Концепция создания национальной инновационной системы АПК

Эти «мощности» воплощены в организационных структурах (малые инновационные фирмы и т.п.), обученных кадрах (инновационные предприниматели), а также в различного рода услугах, предоставляемых инновационной инфраструктурой - производственных, финансовых, информационных.

Другими словами, эффективность инновационных процессов в экономике зависит не только от того, насколько эффективна деятельность самих экономических субъектов - фирм, научных и других организаций, но и от того, как они взаимодействуют друг с другом в качестве элементов коллективной системы создания и использования знаний, а также с общественными институтами, такими, как ценности, нормы, право [82].

Национальный характер инновационной системы во многом определяется действующим в данный момент национальным законодательным полем и системой неформальных отношений. Важным является понимание того, что добавочная стоимость в инновационном цикле может создаваться не только его начале, но и на любом этапе, у любого субъекта деятельности в этой сфере. Например, эффект от инновации в маркетинговой политике, в рекламной компании, в управлении торговой маркой или отношениями с потребителями может существенно повысить добавочную стоимость, созданную разработкой нового товара, технологии, услуги.

Это означает, что новое знание может генерироваться соответствующим субъектом на любом этапе цикла. В этом случае может и должен появиться новый субъект, который будет заниматься анализом, управлением и оптимизацией процесса извлечения инновационного дохода на разных этапах «цепочки накопления стоимости», т.е. анализировать и сравнивать экономические и иные эффекты от использования новшеств на каждой из стадий и принимать решения о перераспределении ресурсов, направляемых на создание и использование инноваций на разных стадиях жизненного цикла продукта. Многие современные исследователи отмечают важнейшую роль сквозного управления всей цепочкой создания добавленной стоимости в повышении эффективности функционирования экономических субъектов и их объединений.

Сущностные характеристики национальной инновационной системы во многом определяются свойствами экономической и политической системы, в которой она сформировалась. Самая общая классификация экономических систем делит их на два принципиально различных типа - административно-командные (централизованные) и рыночные (децентрализованные). В последних все экономические субъекты, включая государство, равноправны.

НИС в административно-командной экономике

имела ряд специфических характеристик, которые диктовались фундаментальными принципами принятой тогда парадигмы: полное огосударствление создаваемой в общественном производстве собственности, включая интеллектуальную; опора на собственные силы; мобилизационный тип развития и милитаризация народного хозяйства; идеологизация всех видов деятельности, в том числе. научно-технического сектора.

Современные НИС рыночного тип

а базируются на либерально-инновационной экономической парадигме. В практическом смысле это означает:

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Немного больше по теме

Причины, формы, социально-экономические последствия и регулирование уровня безработицы
Безработица является одной из главных проблем, которая не только сдерживает рост оплаты труда, но и оказывает непосредственное влияние на рынок труда на микро- и макроуровнях. Безработица - это социально-экономическое явление, при котором значительная часть рабочей силы не занята в производстве товаров и услуг. Её порождают процессы, которые происходят в масштабах национальной эко ...