Развитие приграничного региона в контексте теории полюсов роста
В рамках Восточно-Казахстанского региона формируются локальные оси, которые вливаются в государственные стратегические оси территориального развития и участвуют в организации Североказахстанской и Южноказахстанской трансевразийских торгово-экономических коридоров.
Важнейшими узлами формируемых локальных осей развития станут динамично развивающиеся города-лидеры и опорные города - Усть-Каменогорск, Семей, Зыряновск, Риддер, Курчатов, являющиеся крупными экономическими центрами территориально-хозяйственных систем, конкурентоспособные в мировом, региональном и национальном разделении труда [28].
Стратегически важными предприятиями г. Усть-Каменогорска являются ТОО «Казцинк», АО Усть-Каменогорский титаномагниевый комбинат, АО Ульбинский металлургический завод, АО «Арматурный завод», АО «Востокмашзавод». В настоящее время именно эти предприятия рассматривают как точки экономического роста области. Продукция промышленности Восточно-Казахстанской области всегда пользовалась спросом как в дальнем зарубежье, так и в странах СНГ: а именно, свинец, цинк, редкоземельные металлы, золото, серебро, уран, бериллий. Область развивается стабильно, но ее экономика находится в прямой зависимости от изменения конъюнктуры на мировых рынках цветных металлов. Имея крупный потенциал топливного и минерального сырья, область малопривлекательна для инвестиций в обрабатывающие отрасли. Более того, иностранные компании, управляющие и владеющие предприятиями цветной металлургии, практически не вкладывают инвестиции в геологоразведку. При таком положении дел в недалеком будущем металлургические заводы не только региона, но и республики в целом могут оказаться без сырья, горнодобывающие предприятия и обогатительные фабрики остановятся.
В стратегии социально-экономического развития Алтайского края на период до 2025 года разработана схема, в которой отображены наиболее значимые для Алтайского края отрасли экономики. Коротко состояние отраслей, опираясь на данную региональную программу, можно описать следующим образом:
фармацевтическая отрасль - инновационная, в большей степени ориентированная на внешние рынки, практически полностью находится в частном, внешнем управлении, имеет высокий потенциал роста;
предприятия оборонно-промышленного комплекса - имеют огромный инновационный потенциал, управляются федеральными структурами (в том числе и в вопросах распространения продукции), потенциал роста зависит от положения предприятия внутри военно-промышленного холдинга (интегрированной структуры);
отрасль машиностроения (кроме вагоностроения) - инновационная, ориентированная на внешние рынки, поддерживаемая Администрацией края; потенциал роста ограниченный в связи со слабой дистрибьюторской и обслуживающей сетями, слабой конкуренцией с международными брендами, значительной транспортной составляющей в стоимости продукции;
агропромышленный комплекс (последний не включает в себя сельскохозяйственное машиностроение), ориентированный как на работу с сырьем, так и на переработку; по ряду позиций ориентированный на внешние рынки, по ряду - на краевые; характеризуется устаревшей материально-технической базой, однако имеет научно-исследовательскую базу; находится в частной собственности, поддерживается Администрацией края через программы развития АПК; имеет значительный потенциал роста;
туристическая отрасль - развивается в основном за счет эксплуатации природных ресурсов, слабо инновационная с точки зрения технологий работы с туристским ресурсом территории и туристическим потоком; ориентирована на жителей края и ряда соседних субъектов Российской Федерации; развивается хаотично, но, не имея крупного «внешнего игрока», является зависящей от Администрации края; имеет существенный потенциал развития, усиливающийся планами по формированию на территории края двух зон: туристско-рекреационной и игорной;
производство железнодорожных вагонов выделяется отдельно, так как имеет высокий потенциал роста за счет прогнозов общемирового увеличения вагонного парка, а также перспектив развития Сибири и Дальнего Востока (в том числе увеличение количества железнодорожных перевозок); является инновационным, находится во внешнем управлении, однако имеет рабочие контакты с Администрацией края [29].
Немного больше по теме
Последствия безработицы и основные направления ее регулирования
Актуальность
исследования обусловлена тем, что в современных условиях занятость и труд,
качество и состояние экономически активного населения являются важнейшими
факторами устойчивого поступательного движения экономики. Показатели занятости
и безработицы входят в число ключевых макроэкономических показателей, на
основании которых оцениваются существующие тенденции и перспективы ро ...