Развитие приграничного региона в контексте теории полюсов роста

В рамках Восточно-Казахстанского региона формируются локальные оси, которые вливаются в государственные стратегические оси территориального развития и участвуют в организации Североказахстанской и Южноказахстанской трансевразийских торгово-экономических коридоров.

Важнейшими узлами формируемых локальных осей развития станут динамично развивающиеся города-лидеры и опорные города - Усть-Каменогорск, Семей, Зыряновск, Риддер, Курчатов, являющиеся крупными экономическими центрами территориально-хозяйственных систем, конкурентоспособные в мировом, региональном и национальном разделении труда [28].

Стратегически важными предприятиями г. Усть-Каменогорска являются ТОО «Казцинк», АО Усть-Каменогорский титаномагниевый комбинат, АО Ульбинский металлургический завод, АО «Арматурный завод», АО «Востокмашзавод». В настоящее время именно эти предприятия рассматривают как точки экономического роста области. Продукция промышленности Восточно-Казахстанской области всегда пользовалась спросом как в дальнем зарубежье, так и в странах СНГ: а именно, свинец, цинк, редкоземельные металлы, золото, серебро, уран, бериллий. Область развивается стабильно, но ее экономика находится в прямой зависимости от изменения конъюнктуры на мировых рынках цветных металлов. Имея крупный потенциал топливного и минерального сырья, область малопривлекательна для инвестиций в обрабатывающие отрасли. Более того, иностранные компании, управляющие и владеющие предприятиями цветной металлургии, практически не вкладывают инвестиции в геологоразведку. При таком положении дел в недалеком будущем металлургические заводы не только региона, но и республики в целом могут оказаться без сырья, горнодобывающие предприятия и обогатительные фабрики остановятся.

В стратегии социально-экономического развития Алтайского края на период до 2025 года разработана схема, в которой отображены наиболее значимые для Алтайского края отрасли экономики. Коротко состояние отраслей, опираясь на данную региональную программу, можно описать следующим образом:

фармацевтическая отрасль - инновационная, в большей степени ориентированная на внешние рынки, практически полностью находится в частном, внешнем управлении, имеет высокий потенциал роста;

предприятия оборонно-промышленного комплекса - имеют огромный инновационный потенциал, управляются федеральными структурами (в том числе и в вопросах распространения продукции), потенциал роста зависит от положения предприятия внутри военно-промышленного холдинга (интегрированной структуры);

отрасль машиностроения (кроме вагоностроения) - инновационная, ориентированная на внешние рынки, поддерживаемая Администрацией края; потенциал роста ограниченный в связи со слабой дистрибьюторской и обслуживающей сетями, слабой конкуренцией с международными брендами, значительной транспортной составляющей в стоимости продукции;

агропромышленный комплекс (последний не включает в себя сельскохозяйственное машиностроение), ориентированный как на работу с сырьем, так и на переработку; по ряду позиций ориентированный на внешние рынки, по ряду - на краевые; характеризуется устаревшей материально-технической базой, однако имеет научно-исследовательскую базу; находится в частной собственности, поддерживается Администрацией края через программы развития АПК; имеет значительный потенциал роста;

туристическая отрасль - развивается в основном за счет эксплуатации природных ресурсов, слабо инновационная с точки зрения технологий работы с туристским ресурсом территории и туристическим потоком; ориентирована на жителей края и ряда соседних субъектов Российской Федерации; развивается хаотично, но, не имея крупного «внешнего игрока», является зависящей от Администрации края; имеет существенный потенциал развития, усиливающийся планами по формированию на территории края двух зон: туристско-рекреационной и игорной;

производство железнодорожных вагонов выделяется отдельно, так как имеет высокий потенциал роста за счет прогнозов общемирового увеличения вагонного парка, а также перспектив развития Сибири и Дальнего Востока (в том числе увеличение количества железнодорожных перевозок); является инновационным, находится во внешнем управлении, однако имеет рабочие контакты с Администрацией края [29].

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Немного больше по теме

Политика занятости в современной России
Занятость является одной из существенных характеристик экономики, благосостояния народа. Уровень занятости представляет собой важнейший макроэкономический показатель. Но занятость не чистое экономическое явление. Она обусловлена демографическими процессами, выступает частью социальной политики, т.е. имеет демографическое и социальное содержание. Как экономическая категория, заня ...