Развитие приграничного региона в контексте теории полюсов роста

Первый закон о «полюсах роста» был принят в Италии в 1957 г. в рамках региональной политики. В соответствии с ним на Юге Италии (это регион с сильным отставанием от промышленно развитого Севера) было построено несколько крупных предприятий, например, металлургический комбинат в Таранте.

Идеи Перру оказались привлекательными и востребованными в Европе. В результате аналогичные стратегии были приняты и сегодня работают по всему миру: в Австралии, Ирландии, Хорватии, Швеции, Финляндии, Дании, Бельгии, Испании, Италии, Бразилии, Нидерландах, Словении и других странах. В Германии, например, с 1995 г. существуют кластеры в сфере энергетики, транспорта и авиастроения, а также около 100 «сетей компетенции» (состоящих из консультантов в области юридических и экономических дисциплин и помогающих малому и среднему предпринимательству в достижении повышения конкурентоспособности по отношению к концернам и другим крупным единицам бизнеса) в иных областях, связанных с развитием технологий.

В Испании в последние годы некоторые провинции активно развиваются благодаря реализации их научного и технологического потенциала в «полюсной» форме. В результате осуществления такой стратегии развития некогда отсталая Каталония, к примеру, сегодня считается одним из мировых лидеров в сфере микроэлектроники и телекоммуникаций.

Французское правительство взяло за образец Италию и Германию, где с 2002 года прежние «индустриальные округа» сменили более комплексные «технологические округа», объединяющие промышленность, научные разработки и образование. Авторы разработки стратегии полюсов конкурентоспособности во Франции отмечают, что программа «полюсов» не ставит перед собой непосильной задачи полностью справиться с давлением со стороны развивающихся рынков и не имеет в виду предпочтения исследовательских разработок реальному производству. Ее смысл в том, чтобы обеспечить интеграцию между индустрией, инновациями и наукой, опираясь в этом на регионы, что предполагает также развитие инфраструктуры. Ведь в настоящее время, по их мнению, существует географический дисбаланс: предприятия сосредоточены в одних регионах страны, исследовательские институты - в других.

В Дании, где предприятия малого и среднего бизнеса начали объединяться в «сети» уже с конца 1980-х гг., сейчас проводится более систематическая политика государственной поддержки кластеров на национальном и интернациональном уровне. В Дании, например, существуют сельскохозяйственные кластеры, на которые работает вся наука [104].

Резюмируя мировой опыт, можно констатировать, что идея полюсов роста первоначально разрабатывалась для отраслевой структуры экономики. Речь шла о том, что лидирующие отрасли могут «вытащить» за собой отрасли депрессивные. Потом эта идея была применена к экономическому пространству и развивалась, с одной стороны, в рамках изучения эффектов городских агломераций, с другой - в рамках теории распространения нововведений, или «диффузии инноваций», согласно которой любое развитие начинается в крупных городских центрах, а потом распространяется на периферию. Таким образом, полюса роста не только развиваются сами по себе, но должны стать ключевыми точками, дающими стимулы для развития всей территории региона. Это достигается за счет возможности добиваться в подобных точках максимальной отдачи от вложений.

В современном понимании полюса роста, с одной стороны, - это наиболее продвинутые центры развития постиндустриальной экономики, в которой центральная роль принадлежит высокотехнологичному производству, развивающемуся за счет производства информации и знаний. С другой стороны, их можно рассматривать как стимулируемые государством территориально-производственные объединения с регулируемой отраслевой структурой.

Для создания полюсов роста в настоящее время крайне важно учитывать базовые условия региона, такие как производственный потенциал; бизнес-климат; инвестиционная привлекательность; уровень развития инфраструктуры, логистики и транспорта; наличие минерально-сырьевых, топливно-энергетических, трудовых, информационных ресурсов; экспортный потенциал; наличие НИИ и высших учебных заведений; уровень участия региона в международной кооперации; развитие нации в целом, ее интеллектуальный потенциал; уровень урбанизации; перспективы спроса на продукцию приоритетной отрасли на внешнем и внутреннем рынках [146].

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Немного больше по теме

Прибыль и рентабельность сущность, роль и пути повышения
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что любое коммерческое предприятие основной целью своей деятельности считает получение прибыли. Прибыль является одним из финансовых результатов деятельности предприятия и свидетельствует о его успешной деятельности, которая достигается, если доходы превышают расходы. В обратном случае предприятие получает убыток. Рост прибыли опр ...