Развитие приграничного региона в контексте теории полюсов роста

В России полюса роста начали формироваться в переходный период там, где появилась возможность проявления кумулятивного эффекта сочетания благоприятных факторов развития. Практика показала, что применению теории полюсов роста способствовала территориальная структура Российской Федерации. Огромные размеры территории страны делали неизбежным её освоение в виде отдельных центров, вокруг которых постепенно складывалась освоенная территория. Можно утверждать, что российское пространство изначально было сильно поляризовано и давно превратилось в систему своего рода полюсов роста, где главный город всегда выполняет для прилегающей территории функцию как организующего начала, так и соединения с общенациональной сетью [146].

Вместе с тем, наличие в России большого количества депрессивных и отсталых регионов и поляризация пространственного развития противоречат базовым принципам федерализма, предполагающих равенство субъектов Федерации, равный доступ граждан к благам и услугам вне зависимости от места проживания, что, в свою очередь, способствует формированию очагов социальной и национальной напряженности. Несмотря на усилия государства по выравниванию развития регионов, прежде всего, в форме федеральных трансфертов, можно констатировать, что данная политика утратила свою эффективность. Прежние инструменты управления региональным развитием не работают, а часто их использование приводит к негативным результатам. Разрыв в уровне развития регионов продолжает нарастать - никакого выравнивания на деле не происходит, так как это - выравнивание только бюджетных душевых расходов, а не социально-экономического развития регионов. Разрыв в темпах роста экономики между отдельными регионами Российской Федерации является объективной тенденцией в условиях рынка. Однако постоянное увеличение этого разрыва, несмотря на межбюджетные трансферты, становится основным противоречием, порождающим конфликты. В связи с этим, по мнению многих ученых и практиков, настало время принципиально изменить отношение к концепции управления региональным развитием и перейти к политике поляризованного развития (или «развития, сфокусированного на приоритетах»). То есть доминантой государственной политики должно стать ориентирование ее на стимулирование точек роста на всех территориях, не отрицая выделение опорных регионов со стимулированием деятельности последних [51].

Сложилось так, что два центра, Москва и Санкт-Петербург, резко выделяются над остальными и служат естественной базой для развития нововведений или их восприятия из-за рубежа с последующим распространением по территории страны. Однако взаимодействие этих двух глобальных полюсов роста с остальной страной осуществляется с помощью сети национальных субстолиц. В качестве таких субстолиц выделяют Нижний Новгород, Самара, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Новосибирск и Хабаровск. Система таких столиц сложилась в России уже несколько десятилетий назад, рыночные отношения лишь укрепили их сеть и отрыв от остальных российских центров. Развитие субстолиц происходит в основном за счёт обмена импульсами друг с другом, а не с прилегающей к каждому из них территорией. Образовав довольно автономную сеть, они далеко опережают её в инновациях и степени модернизации общественных отношений. Такая ситуация, по мнению многих ученых, существенный недостаток сложившейся системы полюсов роста, так как она не обеспечивает высокую скорость распространения модернизации и развития во все части России. В современных условиях региональные столицы не могут охватывать своим влиянием всю свою область или край в связи с их относительно большими размерами. Таким образом, в стране образуются обширные территории, лежащие за пределами воздействия общенациональной сети полюсов роста. То есть России нужны не только мега-регионы с супер-центрами, а нужна многоуровневая система центров.

Наряду с этим, важно отметить, что создаваемые в России особые экономические зоны (свободные экономические зоны) в некотором смысле можно рассматривать как прототип полюсов роста. Так, в классическом виде свободные экономические зоны (СЭЗ) представляют собой четко ограниченные районы, в которых значительно сокращены масштабы государственного вмешательства в экономические процессы; на ее территории действует специфический таможенный и торговый режим, обеспечивающий свободу перемещения капитала, товаров и рабочей силы. Как правило, СЭЗ имеет тесную связь с мировым рынком и активно привлекает иностранный капитал. Мировой опыт создания свободных экономических зон говорит о том, что это один из эффективных способов привлечения инвестиций в регион, можно сказать, катализатор развития внешнеэкономических связей и экономики.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Немного больше по теме

Промышленный комплекс Дальневосточного федерального округа
В условиях становления в российской рыночной экономике появляется необходимость рассматривать отраслевую структуру и размещение важнейших отраслей промышленного комплекса каждого федерального округа в отдельности. Дальневосточный федеральный округ - административное формирование на Дальнем Востоке России. Образован указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 года. ...