Развитие приграничного региона в контексте теории полюсов роста

Кроме того, важен выбор места дислокации полюсов роста. Практика их успешного функционирования в Австралии, Германии, Словении, Турции и Хорватии показывает, что они дислоцируются в пределах или вблизи крупных городов. Это вызвано тем, что на создание инфраструктуры в зонах, расположенных в менее развитых районах, необходимо направлять дополнительно значительные финансовые и технические средства, что снижает уровень привлечения отечественных и иностранных инвестиций в эти районы.

В зависимости от масштабов, отраслевой принадлежности, пакета предоставляемых государством льгот и преференций, формироваться полюса роста могут в виде свободных индустриально-экономические зон, зон освоения высокотехнологичного производства, зон технико-экономического освоения, особых экономических зон, технопарков, зон освоения высокотехнологичного сельхозпроизводства, индустриальных зон, малых индустриальных образований. Во всех случаях они представляют собой специально выделенные территории, где создается необходимая инфраструктура.

Естественно, данный выше алгоритм носит рекомендательный характер. В практической действительности действует множество факторов объективного и субъективного характера. Учет их при обосновании создания или развития полюсов роста и является основным в их дальнейшем эффективном функционировании. Более того, адаптируя теорию полюсов роста для конкретной территории, нельзя забывать несколько крайне важных и принципиальных моментов. Наиболее важные из них следующие:

полюс роста - не самоцель, а средство подъёма региона;

полюс роста эффективен только в тесной связи таких же полюсов, то есть здесь должен соблюдаться кластерный подход;

полюс роста должен обладать устойчивыми экономическими связями с большинством пунктов региона, чтобы использовать его ресурсы в качестве импульсов развития;

полюс роста должен осуществлять экономическую связь с регионом и государством в целом;

полюса роста могут быть самой разной значимости - международной, национальной, региональной и местной и масштабом: от отдельного населенного пункта до целого региона;

главная цель - активизация экономической жизни и сил саморазвития.

Большинство ученых и практиков сходятся во мнении, что важно не только четко определить, но и детализировать главную цель создания полюсов роста. При этом, во-первых, необходимо просчитать, каким образом создание полюса роста позволит совершить технологический прорыв в регионе посредством его содействия развитию инноваций в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, связи, модернизации отдельных предприятий, удешевлении строительства или эксплуатации инфраструктуры и т.д.

Многие исследователи отмечают, а практика подтверждает, что в настоящее время существует географический дисбаланс: градообразующие или крупные предприятия сосредоточены в одних регионах, научно-исследовательские институты - в других. Одно из назначений полюсов роста - обеспечить интеграцию между индустрией, инновациями и наукой в конкретном регионе. Реализация этих направлений возможна за счет оказания услуг в таких областях, как совершенствование управления бизнесом, маркетингом, поощрение технологического обмена, внедрение инноваций, государственная поддержка продвижения продукции на экспорт. Механизмами реализации этого могут быть бизнес-инкубаторы всех уровней и центры технологического развития. В их задачу должны входить: максимальная интеграция производства, науки и высшего образования; приобщение предприятий, в том числе субъектов малого и среднего бизнеса, к новым технологиям; повышение качества ведения бизнеса; обеспечение доступа к информационным ресурсам. Поощряя с помощью финансовых и иных рычагов объединения предприятий в полюсы, можно оптимизировать издержки через совместную кадровую, ценовую и финансовую политику, эффективную систему закупок, производство многопрофильного оборудования, функционирование совместных научно-исследовательских лабораторий.

Во-вторых, это снижение логистических и транспортных расходов, синхронизация параметров системы транспортирования с потребностями индустрии, тенденциями грузооборота и пассажирских перевозок. Транспортно-транзитная, таможенная и административная составляющие инфраструктуры должны обеспечивать конкурентоспособность товаров и услуг в координатах «время - цена - качество, оперативность и безопасность доставки».

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Немного больше по теме

Понятие и функции финансов в рыночной экономике
Понятие и функции финансов в рыночной экономике ...