Реализация основных направлений подготовки специалистов на базе образовательного кластера РА
Оценка процессов формирования и развития стратегических партнерств на основе кластерных проектов с участием вузов показала, что в качестве основных факторов, препятствующих их эффективному функционированию и полноценному развитию, можно указать следующие:
- высокие транзакционные издержки на принятие совместных решений участниками стратегических партнерств;
- недостаточное количество финансовых ресурсов или нехватка оборудования;
- неудовлетворительное планирование совместной деятельности;
- сложности с коммерциализацией результатов совместных исследований;
- барьеры нормативного и бюрократического характера;
- разные цели участия в стратегических партнерствах;
- различие в корпоративных культурах.
В качестве наиболее благоприятных условий для эффективного функционирования партнерств с участием учреждений профобразования лежат следующие содержательные направления выстраивания взаимодействия образовательных учреждений с промышленными предприятиями, научными организациями и бизнес-структурами:
. Разработка совместно с работодателями и стратегическими партнерами университета профессиональных требований к выпускникам университета (в формате компетентностных моделей), содержанию и условиям реализации образовательных программ.
. Разработка и реализация основных образовательных программ различного уровня, в том числе, практико-ориентированных программ целевой подготовки.
. Развитие корпоративной системы непрерывного профессионального образования (повышения квалификации и переподготовки) по заказам работодателей.
. Создание студенческих рабочих мест для проектно-исследовательской деятельности и раннего трудоустройства учащихся и студентов на будущем месте работы.
. Развитие корпоративной системы подготовки кадров высшей квалификации для научной, научно-педагогической и научно-технической деятельности.
. Повышение эффективности и качества научно-исследовательской, инновационной и производственной деятельности.
. Создание, развитие и обеспечение сетевого взаимодействия интегрированных инфраструктурных подразделений научного, образовательного и инновационного профилей (базовые кафедры, ресурсные центры коллективного пользования, учебно-научные лаборатории, студенческие проектные бюро, молодежные бизнес-инкубаторы и технопарки).
. Участие работодателей в аккредитации образовательных программ и сертификации специалистов.
. Развитие кластерного подхода в реализации стратегического партнерства.
Можно рекомендовать следующие сценарии построения образовательных кластеров:
. Технико-реализационный сценарий - необходимые способы взаимодействия представителей фундаментальной науки и разработчиков комплексных решений.
. Организационно-производственный сценарий - для каких отраслей экономики необходимы специалисты, и какого уровня подготовки.
. Маркетинговый сценарий предполагает определение возможного спроса на данное изделие (услугу, технологию, инфраструктуру), позиционирование данной группы предприятий на рынке, создание условий для работы с работодателями-заказчиками в системе.
. Инвестиционный сценарий предполагает оценку перспективности проекта по созданию продукта (услуги, технологии, инфраструктуры), определение всего набора организационных проектов и альтернативных вариантов проектов-единиц, включенных в мегапроект, оценку рисков каждого из проектов и каждого из этапов реализации отдельного проекта, постоянный анализ устойчивости спроса на результат реализации проекта в зависимости от стоимости продукции.
Немного больше по теме
Платежный баланс Республики Беларусь
Платежный баланс страны: теоретические аспекты
...