Реализация основных направлений подготовки специалистов на базе образовательного кластера РА
Научно-практическая целесообразность и актуальность применения кластерного подхода к организации функционирования и развития образовательной системы на сегодняшний день почти не вызывает сомнений в ряде исследований зарубежных авторов. Однако, следует заметить, что научный подход к кластеризации сравнительно мало разработан и довольно фрагментарно отражен в научно-педагогической литературе.
Т.И. Шамова под кластерным подходом к развитию образовательного процесса понимает в виду взаимо- и саморазвитие подразделений в процессе работы над проблемой, осуществляемое снизу на основе устойчивого партнерства, усиливающего конкретные преимущества, как отдельных участников, так и кластеров в целом [76].
Образовательный кластер
- совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку и партнерскими отношениями с предприятиями отрасли; система обучения, взаимообучения и инструментов самообучения в инновационной цепочке наука-технологии-бизнес, основанная преимущественно на горизонтальных связях внутри цепочки.
Кластерный подход к структурированию образовательного процесса, его организации, развитию, повышению конкурентоспособности является признанным в ряде зарубежных стран. В отечественной науке кластер чаще всего определяли как комплекс (образовательный, научно-производственный, научно-исследовательский). Существенный вклад в формирование понимания кластерного подхода и кластеризации внес М. Портер, рассматривая проблемы конкурентоспособности страны в целом, и ее образовательной системы в частности. Согласно его теории, «эффективность любой системы следует рассматривать через призму не отдельных составляющих, а кластеров - взаимосвязанных компонентов, элементов и т.д.» [50]. Проблема кластеров в образовании исследовалась многими учеными, в трудах которых рассматривается процесс формирования кластера, этапы его развития, структурирование кластера.
Кластер есть совокупность согласованно действующих субъектов для решения общей цели. Подготовка специалистов в рамках кластерного подхода - это глобальная цель, которая предполагает достижение локальных целей.
Формирование структуры кластерного подхода к организации функционирования и развития образовательной системы - промежуточный этап на пути становления современного инновационного образовательного пространства. Кластеры образовательного процесса выступают в качестве инновационных точек роста: они становятся платформой для формирования процесса функционирования и развития инновационной образовательной системы. Образовательная система, разработанная на основе кластеров, рассматривается нами как продуктивная категория в иерархии систем: педагогической, дидактической, методической.
Можно выделить следующие кластеры: организационный кластер, методический кластер, информационно-технологический кластер, обеспечивающий кластер, контактный кластер.
организационный кластер включает организацию образовательного процесса (распределение учебных поручений преподавателям; динамизм, мобильность в организации приема специалистов и их последующей подготовки в рамках кластерной политик и др.);
методический кластер: учебно-методическое обеспечение (учебники, учебные пособия, методические рекомендации, УМКД инновационного типа, модульно-рейтинговая оценка качества знаний, умений и навыков обучающихся, разработка методических технологий и т.д.) и дидактический кластер (формы, средства, методы организации учебно-воспитательного процесса);
Немного больше по теме
Политика занятости
В работе затрагиваются кейнсианская и неоклассическая теории
занятости, а так же дерегулирование рынка. Актуальность рассматриваемых
вопросов обусловлена тем, что рынок труда является важнейшим элементом рыночного
механизма функционирования экономики. Это сфера, ситуация в которой оказывает
прямое влияние на большинство домашних хозяйств. Поэтому регулирование рынка
труда, полити ...