Реализация основных направлений подготовки специалистов на базе образовательного кластера РА
Научно-практическая целесообразность и актуальность применения кластерного подхода к организации функционирования и развития образовательной системы на сегодняшний день почти не вызывает сомнений в ряде исследований зарубежных авторов. Однако, следует заметить, что научный подход к кластеризации сравнительно мало разработан и довольно фрагментарно отражен в научно-педагогической литературе.
Т.И. Шамова под кластерным подходом к развитию образовательного процесса понимает в виду взаимо- и саморазвитие подразделений в процессе работы над проблемой, осуществляемое снизу на основе устойчивого партнерства, усиливающего конкретные преимущества, как отдельных участников, так и кластеров в целом [76].
Образовательный кластер
- совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку и партнерскими отношениями с предприятиями отрасли; система обучения, взаимообучения и инструментов самообучения в инновационной цепочке наука-технологии-бизнес, основанная преимущественно на горизонтальных связях внутри цепочки.
Кластерный подход к структурированию образовательного процесса, его организации, развитию, повышению конкурентоспособности является признанным в ряде зарубежных стран. В отечественной науке кластер чаще всего определяли как комплекс (образовательный, научно-производственный, научно-исследовательский). Существенный вклад в формирование понимания кластерного подхода и кластеризации внес М. Портер, рассматривая проблемы конкурентоспособности страны в целом, и ее образовательной системы в частности. Согласно его теории, «эффективность любой системы следует рассматривать через призму не отдельных составляющих, а кластеров - взаимосвязанных компонентов, элементов и т.д.» [50]. Проблема кластеров в образовании исследовалась многими учеными, в трудах которых рассматривается процесс формирования кластера, этапы его развития, структурирование кластера.
Кластер есть совокупность согласованно действующих субъектов для решения общей цели. Подготовка специалистов в рамках кластерного подхода - это глобальная цель, которая предполагает достижение локальных целей.
Формирование структуры кластерного подхода к организации функционирования и развития образовательной системы - промежуточный этап на пути становления современного инновационного образовательного пространства. Кластеры образовательного процесса выступают в качестве инновационных точек роста: они становятся платформой для формирования процесса функционирования и развития инновационной образовательной системы. Образовательная система, разработанная на основе кластеров, рассматривается нами как продуктивная категория в иерархии систем: педагогической, дидактической, методической.
Можно выделить следующие кластеры: организационный кластер, методический кластер, информационно-технологический кластер, обеспечивающий кластер, контактный кластер.
организационный кластер включает организацию образовательного процесса (распределение учебных поручений преподавателям; динамизм, мобильность в организации приема специалистов и их последующей подготовки в рамках кластерной политик и др.);
методический кластер: учебно-методическое обеспечение (учебники, учебные пособия, методические рекомендации, УМКД инновационного типа, модульно-рейтинговая оценка качества знаний, умений и навыков обучающихся, разработка методических технологий и т.д.) и дидактический кластер (формы, средства, методы организации учебно-воспитательного процесса);
Немного больше по теме
Повышение эффективности работы ОАО Гомельоблавтотранс за счёт оптимизации маршрутных сетей и социальных перевозок
Общественный транспорт является одной из важнейших отраслей
инфраструктуры. Развитие общественного транспорта способствует устойчивой
мобильности общества, создавая, тем самым, условия функционирования других
отраслей экономики. Представленная работа посвящена одному из наиболее
распространенных видов общественного транспорта - автомобильному и
сосредоточена на перевозках пассажир ...