Реализация основных направлений подготовки специалистов на базе образовательного кластера РА
Рис. 4.6 Многоуровневая подготовка в рамках кластерного подхода
Важно заметить, что основными задачами стратегического партнерства образовательных учреждений и предприятий, входящих в региональные кластеры являются:
- долгосрочный и среднесрочный прогнозы потребностей рынка труда, формирование регионально-отраслевого заказа на специалистов и обеспечение раннего трудоустройства выпускников;
- совместная разработка содержания образовательных программ;
- развитие совместной научно-образовательной инфраструктуры вуза;
- совместная реализация основных и дополнительных образовательных программ;
- выполнение совместных НИОКР и инновационных разработок;
- оценка качества подготовки выпускников и научно-образовательной среды вуза (кадровый потенциал, материально-техническая база, учебно-методическое и информационное обеспечение, научные исследования и разработки).
Для установления и эффективного развития связей образовательных учреждений с заинтересованными предприятиями целесообразно использовать программно-целевой метод и сформировать специальную программу развития стратегического партнерства с соответствующими органами коллегиального (общественно-профессионального) и административного управления. При этом в основе таких связей должны лежать долгосрочные комплексные соглашения, содержащие следующие базовые элементы:
- долгосрочную программу (план) подготовки специалистов для предприятия с учетом перспектив развития отрасли и предприятия;
- целевую составляющую подготовки студентов, реализуемую совместно сотрудниками образовательных учреждений и предприятия, включая опережающую подготовку кадров для освоения новых видов продукции и технологий;
- создание базы для проведения технологических практик студентов и дипломников;
- проведение совместных НИОКР, привлечение вузовских ученых к модернизации и созданию новой продукции и технологий, их внедрению и коммерциализации;
- создание в образовательных учреждениях новых и переоснащение имеющихся учебно-научных лабораторий;
- целевую подготовку для предприятия кадров высшей квалификации;
- организационное, материально-техническое и финансовое содействие привлечению к научной работе «целевых» учащихся, студентов и аспирантов;
- наличие коллегиальных экспертно-аналитических и совещательных органов, координирующих взаимодействие образовательных учреждений и предприятия;
- создание совместных структур научно-образовательного или инновационного профиля, в том числе базовых кафедр с новой функциональной нагрузкой и организационно-экономической моделью.
Объективно качество подготовки выпускников и образовательных программ повышается за счет привлечения ресурсов партнеров, в том числе путем:
- прямых инвестиций и укрепления материально-технического обеспечения учебного процесса;
- привлечения преподавателей, учащихся и студентов к научным исследованиям и разработкам, создания студенческих исследовательских рабочих мест как на предприятии, так и в образовательных учреждениях;
- предоставления доступа к современным технологиям для организации практик студентов и повышения квалификации преподавателей;
- формирования программ целевой подготовки и переподготовки кадров;
- создания совместной инфраструктуры учебно-научного профиля;
- финансовой поддержки хорошо успевающих студентов.
Немного больше по теме
Планирование себестоимости продукции на ОАО АОМЗ
В современных условиях хозяйствования одним из центральных вопросов
теории и практики управления предприятием является обеспечение устойчивых
темпов роста в краткосрочной и долгосрочной перспективе. В связи с этим
первоочередной целью является создание условий, при которых эффективность
деятельности предприятий будет повышаться, что послужит основой для их
развития. Одним из наибо ...