Перспективы развития Российской Федерации в условиях функционирования Таможенного союза и Единого экономического пространства

Разработка этих основ невозможна без изучения факторов, влияющих на взаимодействие России с бывшими союзными республиками. Большое значение для правильного понимания особенностей этих взаимоотношений и разработки конкретных механизмов экономической интеграции входящих в их состав приграничных регионов могут способствовать как интегрирующие, так и дезинтегрирующие факторы.

Среди интегрирующих факторов можно выделить следующие:

сохранившиеся технико-технологические и инфраструктурные связи, специализация и кооперация, без которых практически невозможен выпуск конечной продукции и самостоятельное функционирование многих предприятий;

оптимальные торговые и экономические связи, определенные близостью экономических систем хозяйствования, единством территориально-хозяйственного и инфраструктурного построения экономик;

взаимная потребность развивающихся экономик в рынках сбыта и поставках сырья при условии совместной поддержки товаропроизводителей на интегрированном едином экономическом пространстве, совместное противостояние на мировом экономическом рынке конкуренции развитых государств и региональных экономических образований.

Дезинтегрирующими факторами могут быть:

различия в уровне экономического развития и степени политико-правовой зрелости, опасения правящих кругов в странах СНГ относительно возможного ограничения обретенного суверенитета;

формирование самостоятельных финансово-экономических систем суверенных государств со своими налогово-бюджетными, валютными, таможенными и другими системами и сопутствующими им тарифными, административными, налоговыми мерами ограничения взаимной торговли;

защита собственных интересов товаропроизводителей суверенных государств, поиск новых направлений торгово-экономических, производственных, инвестиционных связей;

развитие конкурентных отношений между производителями новых суверенных государств за рынки сбыта, более дешевое сырье, построение новых торговых, транспортных, коммуникационных, информационных связей со странами дальнего зарубежья [40,70].

Можно выделить ряд объективных обстоятельств, побуждающих Россию к активному экономическому интеграционному сотрудничеству со странами Содружества. Во-первых, российские производители нуждаются в емком, гарантированном рынке сбыта своей продукции, которая по многим позициям еще неконкурентоспособна на мировом рынке; во-вторых, для России имеет большое значение доступ к огромным уникальным сырьевым ресурсам, которыми располагают бывшие союзные республики (Казахстан, Украина, Узбекистан) и вокруг которых уже развернулась конкурентная борьба со стороны развитых стран мира; в-третьих, без взаимодействия с государствами ближнего зарубежья невозможно обеспечить перевозки российских внешнеторговых грузов в третьи страны.

Безусловно, согласованных действий и значительных результатов в вопросах интеграции достигли государства СНГ, входящие в состав Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС): Российская Федерация, Республики Беларусь, Казахстан, Таджикистан и Кыргызская Республика. Причем реальные перспективы экономической интеграции на данном этапе прогнозируются у трех государств: России, Казахстана, Беларуси, функционирующих в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства. Для них важнейшим этапом развития интеграционных отношений стало подписание документов о создании Таможенного союза (ТС) 27 ноября 2009 года на саммите ЕврАзЭС в Минске, которые вступили в силу с 1 января 2010 года.

Задачи, решаемые Таможенным союзом, изложены в Договоре о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 6 октября 2007 года. В соответствии с Договором Таможенный союз представляет собой форму торгово-политической интеграции Российский Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан [5].

Современные ученые и практики определяют Таможенный союз (ТС) как форму торгово-экономической интеграции сторон, предусматривающую единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами, происходящими с территории, состоящей из таможенных территорий сторон, а также происходящими из третьих стран и выпущенными в свободное обращение на этой территории, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Немного больше по теме

Политика занятости в современной России
Занятость является одной из существенных характеристик экономики, благосостояния народа. Уровень занятости представляет собой важнейший макроэкономический показатель. Но занятость не чистое экономическое явление. Она обусловлена демографическими процессами, выступает частью социальной политики, т.е. имеет демографическое и социальное содержание. Как экономическая категория, заня ...