Перспективы развития Российской Федерации в условиях функционирования Таможенного союза и Единого экономического пространства

Разработка этих основ невозможна без изучения факторов, влияющих на взаимодействие России с бывшими союзными республиками. Большое значение для правильного понимания особенностей этих взаимоотношений и разработки конкретных механизмов экономической интеграции входящих в их состав приграничных регионов могут способствовать как интегрирующие, так и дезинтегрирующие факторы.

Среди интегрирующих факторов можно выделить следующие:

сохранившиеся технико-технологические и инфраструктурные связи, специализация и кооперация, без которых практически невозможен выпуск конечной продукции и самостоятельное функционирование многих предприятий;

оптимальные торговые и экономические связи, определенные близостью экономических систем хозяйствования, единством территориально-хозяйственного и инфраструктурного построения экономик;

взаимная потребность развивающихся экономик в рынках сбыта и поставках сырья при условии совместной поддержки товаропроизводителей на интегрированном едином экономическом пространстве, совместное противостояние на мировом экономическом рынке конкуренции развитых государств и региональных экономических образований.

Дезинтегрирующими факторами могут быть:

различия в уровне экономического развития и степени политико-правовой зрелости, опасения правящих кругов в странах СНГ относительно возможного ограничения обретенного суверенитета;

формирование самостоятельных финансово-экономических систем суверенных государств со своими налогово-бюджетными, валютными, таможенными и другими системами и сопутствующими им тарифными, административными, налоговыми мерами ограничения взаимной торговли;

защита собственных интересов товаропроизводителей суверенных государств, поиск новых направлений торгово-экономических, производственных, инвестиционных связей;

развитие конкурентных отношений между производителями новых суверенных государств за рынки сбыта, более дешевое сырье, построение новых торговых, транспортных, коммуникационных, информационных связей со странами дальнего зарубежья [40,70].

Можно выделить ряд объективных обстоятельств, побуждающих Россию к активному экономическому интеграционному сотрудничеству со странами Содружества. Во-первых, российские производители нуждаются в емком, гарантированном рынке сбыта своей продукции, которая по многим позициям еще неконкурентоспособна на мировом рынке; во-вторых, для России имеет большое значение доступ к огромным уникальным сырьевым ресурсам, которыми располагают бывшие союзные республики (Казахстан, Украина, Узбекистан) и вокруг которых уже развернулась конкурентная борьба со стороны развитых стран мира; в-третьих, без взаимодействия с государствами ближнего зарубежья невозможно обеспечить перевозки российских внешнеторговых грузов в третьи страны.

Безусловно, согласованных действий и значительных результатов в вопросах интеграции достигли государства СНГ, входящие в состав Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС): Российская Федерация, Республики Беларусь, Казахстан, Таджикистан и Кыргызская Республика. Причем реальные перспективы экономической интеграции на данном этапе прогнозируются у трех государств: России, Казахстана, Беларуси, функционирующих в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства. Для них важнейшим этапом развития интеграционных отношений стало подписание документов о создании Таможенного союза (ТС) 27 ноября 2009 года на саммите ЕврАзЭС в Минске, которые вступили в силу с 1 января 2010 года.

Задачи, решаемые Таможенным союзом, изложены в Договоре о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 6 октября 2007 года. В соответствии с Договором Таможенный союз представляет собой форму торгово-политической интеграции Российский Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан [5].

Современные ученые и практики определяют Таможенный союз (ТС) как форму торгово-экономической интеграции сторон, предусматривающую единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами, происходящими с территории, состоящей из таможенных территорий сторон, а также происходящими из третьих стран и выпущенными в свободное обращение на этой территории, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Немного больше по теме

Проблема рационального использования природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
рациональный природоохранный природный ресурс Системный подход к природоохранной политике государства означает обеспечение единства трех ее основных элементов - постановка целей, выбора инструментов их реализации и учета особенностей различных системных уровней этой политики (личность, предприятие, город, регион). Конечная цель (первый элемент) природоохранной политики государс ...