Перспективы развития Российской Федерации в условиях функционирования Таможенного союза и Единого экономического пространства
Согласно принятой нормативно-правовой документации, Единое экономическое пространство - это пространство, состоящее из территорий Сторон, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм; существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающие свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы [6].
Полная реализация потенциала Таможенного союза и Единого экономического пространства, совершенствование и дальнейшее развитие договорно-правовой базы, институтов и практического взаимодействия будет проходить по ряду направлений. Особенно важными из них в рамках данного исследования, по мнению авторов, являются: формирование согласованной промышленной, транспортной, энергетической и аграрной политики; углубление производственной кооперации, включая возможное создание совместных транснациональных корпораций; дальнейшее развитие межрегионального и приграничного сотрудничества; формирование эффективных структур межрегионального взаимодействия.
Изучение проблем и перспектив создания Таможенного союза и Единого экономического пространства позволило выделить и систематизировать основные положительные и отрицательные последствия функционирования данного интеграционного объединения для регионов России на долгосрочную и краткосрочную перспективу в разрезе субъектов рынка (таблица 1).
Использование системного подхода при анализе интеграционных процессов в России позволило выявить закономерности и спрогнозировать дальнейшее развитие этих процессов. Учитывая тенденции мировой глобализации, а также стратегические цели государственной политики России, создание Таможенного союза и Единого экономического пространства является важнейшим этапом экономической интеграции и оказывает непосредственное влияние на развитие национальной экономики. Вместе с тем, опираясь на достижения и недостатки существующих международных интеграционных объединений, можно сделать вывод о том, что экономические механизмы управления ТС и ЕЭП необходимо расширять и уточнять, политические решения адаптировать к экономикам государств посредством практических прикладных программ и проектов на региональном уровне.
Изучение опыта региональных объединений, функционирующих в настоящее время, позволило авторам сделать следующие выводы. Наиболее динамично и поступательно развиваются интеграционные отношения России в рамках ТС и ЕЭП. Ни одна интеграционная группировка, за исключением ЕС, не достигла подобных результатов за такой короткий промежуток времени. Создаваемое Единое экономическое пространство предусматривает прохождение государствами сразу два этапа интеграции: общий рынок, предполагающий устранение ограничений на перемещение между государствами товаров, услуг, капитала, рабочей силы, информации; и элементы экономического союза, предполагающего унификацию хозяйственного законодательства, технических и санитарных стандартов, создание надгосударственных управленческих структур, таких как Евразийская экономическая комиссия и Суд Евразийского экономического сообщества.
Таблица 1 - Перспективы развития регионов России в условиях функционирования Таможенного союза и Единого экономического пространства
А. Краткосрочная перспектива | ||
Положительный эффект |
Отрицательный эффект | |
регион |
- повышение степени открытости региональных рынков, развитие приграничного сотрудничества; - экономия бюджетных средств за счет упразднения таможенных пунктов на внутренних границах государств, укрепление и обустройство внешних границ; - эффективное решение проблемы энергообеспечения экономик за счет формирования общего энергетического рынка; - решение проблемы перепроизводства агропромышленного региона за счет единой зерновой политики |
- упущение доходов в связи с изменением ставок ввозных таможенных пошлин по сравнению с аналогичными ставками пошлин таможенного тарифа внутри государства (в РФ за 1 квартал 2011 г. были оценены в сумму 158 млн. долларов) |
бизнес |
- упрощение процесса перемещения товаров, рост взаимной, особенно приграничной, торговли; - рост емкости региональных рынков; - создание совместных предприятий; - снижение стоимости и длительности грузооборота, исключение бюрократических и административных формальностей, коррупционного произвола за счет перенесения таможенных, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных видов контроля на внешний контур границ ТС; - снижение себестоимости продукции за счет унификации железнодорожных тарифов на перевозку грузов; - преодоление ограничений участия в системе гос. закупок в системе в связи с введением единого национального режима в системе государственных муниципальных закупок; - дополнительные возможности роста транзитного потенциала за счет доступа к услугам железнодорожной инфраструктуры для всех перевозчиков государств-членов ЕЭП; - расширение сферы деятельности коммерческих банков и других финансово-инвестиционных структур за счет создания общего рынка капитала; - снятие административных барьеров за счет взаимного признания лицензий в лицензируемых видах деятельности |
- усиление конкуренции на региональных рынках между производителями внутри ЕЭП; - трудности при получении разрешительных документов по новым Единым формам, утвержденным Комиссией таможенного союза; - неполное урегулирование вопросов, связанных с получением разъяснений уполномоченных органов; - возможные простои автомобильного транспорта в связи с введением обязательного предварительного электронного уведомления по причине частых сбоев в работе средств связи; |
гражданин |
- облегчение пересечения внутренних границ в связи с созданием единого социального пространства; - рост занятости населения, особенно приграничных регионов, в связи с функционированием единого рынка труда; - гармонизация систем социального страхования; - общедоступность основных медицинских услуг; - эффективнее использование потенциала граждан за счет создания общего образовательного пространства |
- рост цен на товары на внутреннем рынке |
Б. Долгосрочная перспектива | ||
Положительный эффект |
Отрицательный эффект | |
регион |
- обеспечение продовольственной и экономической безопасности; - повышение устойчивости народнохозяйственных комплексов к негативным внешним воздействиям, минимизация последствий мирового финансово-экономического кризиса путем объединения природных, трудовых и финансовых ресурсов; - развитие производственной интеграции экономик приграничных регионов, создание ТНК; - повышение темпов экономического роста в 1,5 раза: макроэкономический эффект от создания ЕЭП на пятилетнюю перспективу составит не менее 5% прироста ВВП, и 15% - на десятилетнюю; - повышение инвестиционного климата и имиджа; - рост деловой активности реального сектора; - диверсификация экономики, преодоление сырьевой направленности экспорта; - создание и развитие объектов транспортной инфраструктуры |
- ограничение возможного объема государственной поддержки АПК в связи с установлением единых правил предоставления промышленных субсидий и государственной поддержки этой сферы |
бизнес |
- повышение степени интеграционных и кооперационных связей в различных отраслях; - дополнительные преимущества за счет масштабов производства, взаимозаменяемости ресурсов с учетом возможности сбыта на более емком рынке; - развитие свободной конкуренции и, как следствие, улучшение производства, снижение расходов, рост производительности труда, активизация инновационных процессов; - создание благоприятных условий для производства конкурентной продукции за счет унификации и гармонизации норм и правил; - рост экспорта продукции обрабатывающих отраслей |
не прогнозируется |
гражданин |
- рост занятости населения, особенно приграничных территорий; - рост благосостояния и уровня жизни населения |
не прогнозируется |
Немного больше по теме
Повышение эффективности работы ОАО Гомельоблавтотранс за счёт оптимизации маршрутных сетей и социальных перевозок
Общественный транспорт является одной из важнейших отраслей
инфраструктуры. Развитие общественного транспорта способствует устойчивой
мобильности общества, создавая, тем самым, условия функционирования других
отраслей экономики. Представленная работа посвящена одному из наиболее
распространенных видов общественного транспорта - автомобильному и
сосредоточена на перевозках пассажир ...