Перспективы развития Российской Федерации в условиях функционирования Таможенного союза и Единого экономического пространства

Региональная экономическая интеграция в своем развитии проходит ряд этапов: зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз и политический союз. На каждом из этих этапов устраняются определенные экономические барьеры и различия между странами, вступившими в интеграционный союз. В результате в границах интеграционного блока складывается единое экономическое пространство, все страны-участницы выигрывают за счет повышения эффективности деятельности фирм и понижения государственных расходов на таможенный контроль.

Сначала создается зона свободной торговли: снижаются внутренние таможенные пошлины в торговле между странами-участницами, но в отношениях с третьими странами они выступают не коллективно, а индивидуально. Следующий этап - создание таможенного союза; в этом случае унифицируются внешние тарифы, проводится единая внешнеторговая политика: участники союза совместно устанавливают единый тарифный барьер против третьих стран. Третьей ступенью развития интеграционных объединений является общий рынок, когда помимо минимизации внутренних пошлин происходит устранение ограничений на перемещение из страны в страну различных факторов производства - инвестиций, работников, информации.

Следующим этапом интеграционного развития является экономический союз, предполагающий выравнивание уровня налогов, унификацию хозяйственного законодательства, технических и санитарных стандартов, координирование национальных кредитно-финансовых структур и систем социальной защиты. Выполнение этих мероприятий ведет к созданию единого внутрирегионального рынка экономически объединившихся стран. На этом этапе усиливается значение специальных надгосударственных управленческих структур, способных не только координировать экономические действия правительств, но и принимать оперативные решения от имени всего блока. По мере развития экономического союза в странах могут сложиться предпосылки для высшей ступени региональной интеграции - политического союза, который предполагает трансформацию единого рыночного пространства в целостную хозяйственно-политическую систему.

В рамках исследования были выявлены основные причины, способствующие образованию крупнейших региональных союзов, а также определение, какого уровня интеграции они в результате достигли. Изучение основных проблем и недостатков функционирования региональных объединений за последние десятилетия позволит с учетом мирового опыта определить перспективы развития интеграционных процессов в России на современном этапе.

На основе проведенного анализа (Приложение А) можно сделать вывод, что при безусловном приоритете экономических факторов на практике часто весомыми условиями объединения выступают политические мотивы, реализуемые правительствами государств (возможность увеличить политическое, военное влияние через усиление экономической зависимости государства). Более того, на современном этапе цивилизации значимость названных причин усиливается, поскольку это позволяет странам за счет интеграции защищаться от последствий глобализации мировой экономики. Кроме того, анализ функционирования международных интеграционных объединений показал, что при их значительном количестве в настоящее время ни одно не прошло все стадии интеграции, то есть, не достигнуты все поставленные цели. Наиболее глубокого ее уровня - экономического союза - достиг Европейский союз; остальные группы прошли лишь первый и второй уровни интеграции. Из наиболее крупных и значимых для мировой экономической системы интеграционных группировок уровня таможенного союза достигли МЕРКОСУР, КАРИКОМ, ЮДЕАК, ЮАТС, ЕврАзЭС (Белоруссия, Казахстан, Россия). По-нашему мнению, одной из основных причин стагнации интеграционных процессов в большинстве объединений является то, что данный вопрос недостаточно изучен и разработан с точки зрения практических рекомендаций на региональном уровне; политические мотивы зачастую не подкреплены прикладными программами и проектами, что может оказать в дальнейшем негативное влияние на функционирование сложившихся интеграционных союзов в форме, например, таможенного союза. Мы полагаем, что экономические механизмы управления такими интеграционными объединениями нужно расширять, углублять и уточнять.

Кроме того, изучение особенностей интеграции государств в форме таможенного союза, приводит нас к выводу о том, что, во-первых, большое значение для участников в этом случае имеет наличие в их составе крупных держав: тогда проблемы наличия природных ресурсов решаются эффективнее, чем в рамках союзов, объединяющих страны, бедные ресурсами. Во-вторых, дифференциация таможенных тарифов по отношению к третьим странам позволяет создавать более приемлемые условия для привлечения иностранных инвестиций и повышения конкурентоспособности национальных производителей, что оказывает позитивное воздействие на экономический рост интеграционной группировки в целом и каждого государства - члена, в частности.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Немного больше по теме

Политическая экономия Д. Рикардо как идеолога промышленного переворота
В последней трети XVIII в. в Англии начался промышленный переворот (промышленная революция). В течение нескольких десятилетий в легкой промышленности одно изобретение следовало за другим. Весь процесс производства в этой отрасли был переведен на машинную основу. Постепенно переворот распространился на другие отрасли легкой, а затем и тяжелой промышленности. Начался повсеместный пе ...