Перспективы развития Российской Федерации в условиях функционирования Таможенного союза и Единого экономического пространства

Голоса между Сторонами в Комиссии распределяются следующим образом: Республика Беларусь -21,5; Республика Казахстан - 21,5; Российская Федерация - 57. Решения принимаются большинством в 2/3 голосов. Если одна из Сторон не согласна с принимаемым решением Комиссии, вопрос вносится на рассмотрение высшего органа Таможенного союза на уровне глав государств, который принимает решение консенсусом [1]. Высший орган Таможенного союза, Комиссия Таможенного союза и правительства Сторон сформировали договорно-правовую базу Таможенного союза, включая Единый таможенный тариф, Таможенный кодекс, Статут Суда таможенного союза.

Таможенный кодекс ТС базируется на нормах Международной конвенции об упрощении таможенных процедур (Киотской конвенции), а также соответствует принципам Генерального соглашения о тарифах и торговле. Законодательство Таможенного союза ориентировано на долгосрочную перспективу, его положения направлены на дальнейшую интеграцию государств - членов Таможенного союза в систему ГАТТ/ВТО.

Комментарии по вопросу позитивного эффекта для экономик России, Казахстана и Беларуси после вступления в ТС и отмены большинства барьеров для взаимной торговли давали первые лица государств-участниц, ведущие экономисты и аналитики. Их можно свести к следующим. Во-первых, увеличился товарооборот между странами-участницами, для предприятий расширились рынки сбыта. Во-вторых, в результате унификации таможенных тарифов установлены более высокие тарифы по товарам из третьих стран, что в свою очередь даст шанс национальным товарам занять те ниши на внутреннем рынке, которые были прочно заняты товарами из третьих стран (например, из Китая). В-третьих, вхождение в ТС стало стимулом кооперации взаимодополняющих предприятий и создания совместных вертикально-интегрированных корпораций России, Беларуси и Казахстана. Это позволит обеспечить большую конкурентоспособность продукции и совместный выход и экспансию отечественных товаров на внешние рынки.

Устранение имевшихся ограничений и действие режима свободной торговли без изъятий и ограничений привело к тому, что объем взаимной торговли товарами между странами - членами Таможенного союза по итогам 2010 года вырос по сравнению с 2009 годом на 21% и составил $88,4 млрд., а в 2012 году (по прогнозным данным) он может превысить $110 млрд.

Согласно прогнозу департамента торговой политики Евразийского экономического сообщества, суммарный интеграционный эффект от создания Таможенного союза, измеряемый дополнительным производством ВВП, к 2015 году составит около 400 млрд. долларов; Россия за счет интеграционного фактора получит дополнительно 16,8% современного уровня ВВП, Белоруссия - 16,1%, Казахстан - 14,7%. В итоге, по экспертным оценкам, устранение таможенных и других административных барьеров во взаимной торговле обеспечит в комплексе к 2015 году рост ВВП «интеграционной тройки» на 15-20% [124].

С учетом международного опыта, любая экономическая интеграция сопровождается различного рода проблемами и трудностями. Часть из них связана с отработкой норм унифицированного таможенного законодательства на практике. Вместе с тем следует подчеркнуть, что реализация любого глобального проекта, несущего изменения в сложившейся системе, требует времени и координации усилий со стороны государственных органов и представителей бизнеса.

План мероприятий по реализации соглашений, формирующих ЕЭП, предусматривает разработку и принятие 13 международных договоров и 42 иных документов (протоколов, планов мероприятий и др.) до конца 2015 года. Кроме того, правительствам сторон предстоит обеспечить выполнение более 70 обязательных мероприятий по 17 базовым соглашениям, формирующим ЕЭП, в соответствии с установленными в них конкретными сроками. Принятие этих документов и выполнение правительствами сторон обязательств по соглашениям обеспечит с 1 января 2016 года полноценное функционирование ЕЭП. Так, 18 ноября 2011 года в Москве президенты стран Таможенного союза обсудили ход интеграционных процессов на евразийском пространстве и подписали семнадцать совместных документов, в частности, Декларацию о евразийской экономической интеграции, Договор о Евразийской экономической комиссии и Решение о Регламенте Евразийской экономической комиссии. В соответствии с Договором Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) с 1 июля 2012 года станет наднациональным органом управления интеграционными процессами в формате Таможенного союза и Единого экономического пространства сменит Комиссию Таможенного союза.

Перейти на страницу: 4 5 6 7 8 9 10 11

Немного больше по теме

Поиск резервов увеличения выпуска и реализации продукции на примере ООО Унитрон Пром
Управление деятельностью предприятий, объединений, отраслей и национального хозяйства в целом предполагает научное обоснование разрабатываемых решений, плановых заданий, контроль за их выполнением, объективную оценку производственных затрат и достигнутых результатов деятельности методом обоснования хозяйственных решений и контроля их выполнения является экономический анализ. Об ...