Перспективы развития Российской Федерации в условиях функционирования Таможенного союза и Единого экономического пространства

экономический алтайский интеграция региональный

Интеграционные процессы постепенно охватывают все большее количество стран. В настоящее время в мире насчитывается несколько десятков интеграционных группировок, представляющих собой объединения государств различных регионов. Важнейшие из них на мировой арене следующие: Европейский союз (ЕС), Соглашение о североамериканской зоне свободной торговли НАФТА, торговый пакт МЕРКОСУР, Азиатско-тихоокеанское экономическое сообщество (АТЭС), Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Карибское сообщество и Карибский общий рынок (КАРИКОМ).

Интерес представляет выявление основных причин, побудивших различные страны к объединению в международные региональные союзы, а также определение, какого уровня интеграции они в результате достигли. Изучение основных проблем и недостатков функционирования международных региональных объединений за последние десятилетия позволит с учетом мирового опыта определить перспективы развития интеграционных процессов, в частности, между Россией и Казахстаном на современном этапе.

Таблица 1. Основные международные интеграционные группировки

Название, год создания

Входящие страны

Причины объединения

ЕС, 1952 г.

Австрия, Бельгия, Болгария, Франция Великобритания, Венгрия, Германия Греция, Дания, Ирландия, Испания Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Польша, Нидерланды, Португалия, Румыния, Чехия Словакия, Словения, Финляндия, Швеция, Эстония

- проявление после II мировой войны противоречий между интернациональным характером современного производства и узкими национально-государственными границами его функционирования; - стремление западноевропейских стран преодолеть негативный опыт двух мировых войн (рост безработицы, инфляция, активизация левых сил), исключить возможность возникновения их на континенте в будущем; - стремление восстановить собственные политические позиции и международный авторитет стран, потерпевших поражение в войне; - необходимость объединить усилия для противодействия резко обострившейся конкуренции со стороны США, Японии и новых индустриальных стран - противодействие «долларизации» мирового хозяйства; - до начала 90-х гг. конфронтация на континенте двух противоположных общественных систем, сдерживание советского влияния в Западной Европе.

НАФТА, 1994 г.

США, Канада, Мексика

- потеря ряда позиций США на мировых рынках, вытеснение штатов Европейским союзом, Японией и рядом стран Юго-Восточной Азии; - создание дополнительных рабочих мест для американцев, работающих в экспортно-ориентированных производствах, поставляющих продукцию в Мексику; - дополнительные возможности для экспорта на быстрорастущем мексиканском рынке (для США и Канады); - для Канады достижение цели закрепления статуса привилегированного экономического партнера США и облегченный доступ к самому емкому в мире рынку, особенно в свете растущей протекционистской политики штатов; - Мексике данное соглашение гарантировало доступ на американский рынок, поглощающий около 80% всего мексиканского экспорта, увеличение притока инвестиций в страну, возможность модернизации экономики; - логичное продолжение неолиберальных реформ, предпринятых правительством Мексики в начале 80-х годов и отказ от импортозамещающей стратегии развития.

МЕРКОСУР, 1991 г.

Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай

- интерес к сближению на южноамерианской региональной основе стимулировало разочарование латинамериканских стран в помощи США после Фолклендской войны Аргентины с Великобританией: так, две крупнейшие экономическиие державы Латинской Америки - Аргентина и Бразилия выдвинули совместный проект развития экономического сотрудничества и последующей интеграции, открытый для присоединения других стран.

АТЭС, 1989 г.

Австралия, Бруней. Канада, Индонезия, Япония, Корея, Малайзия, Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Тайланд, США, КНР, Мексика, Новая Гвинея, Перу, Россия, Вьетнам

- создание было обусловлено, главным образом, экономическими факторами. АТЭС стал, с одной стороны, отражением процессов глобализации в азиатском регионе, а с другой - воплощением идеи тихоокеанского регионализма, реализованной США при активной поддержке Японии и Австралии; штаты были обеспокоены формированием торговых блоков в других регионах и стремились укрепить связи с быстро развивающимся регионом Восточной Азии; - в ряде стран Восточной и Юго-Восточной Азии были установлены жесткие протекционные барьеры и приняты антидемпинговые соглашения, с которыми сталкивались многие страны, пытавшиеся внедрить свои товары на рынки этих государств.

АСЕАН, 1967 г.

Малайзия, Бруней Индонезия, Сингапур, Лаос Таиланд, Мьянма Филиппины, Камбоджа

- война во Вьетнаме создавала напряженную политическую атмосферу, требовалась политическая консолидация стран в целях противостояния коммунистическому влиянию; - укрепление стабильности и обеспечения общего мирного национального развития.

КАРИКОМ, 1973 г.

Антигуа, Барбуда, о-ва Багамские, Виргинские, Британские Барбадос, Белиз, Доминика, Гренада, Гайана, Монсеррат, Невис, Ямайка

- образован «маленькими» государствами, в связи с этим их общая проблема - это поиск путей расширения рынка сбыта и торговли; следовательно, в качестве основных причин создания выступает стремление формирования общего, более емкого и диверсифицированного рынка стран-членов; - противостояние экспансии ЕС и НАФТА; - укрепление политической стабильности в регионе.

ШОС, 2001 г.

Казахстан, Китай, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан

- противоборство НАТО и недопущение возникновения терроризма в азиатском регионе после развала СССР.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Немного больше по теме

Приватизация мировой опыт и Россия
разгосударствление приватизация ваучерный Тема моей курсовой работы «Приватизация: мировой опыт и Россия». Эта тема в настоящее время очень актуальна и достаточно интересна, так как приватизация в России пошла не совсем по тому пути, как задумывалось ее идеологами и организаторами. Был совершен ряд грубейших ошибок, наша страна не учла опыт и результаты приватизации в других разви ...