Сельскохозяйственное машиностроение как пропульсивная отрасль
Обороты крупнейших мировых сельхозмашиностроительных концернов значительно превышают объемы производства сельскохозяйственной техники всей отрасли в России. Объемы реализации отдельных, даже самых крупных российских производителей, в десятки раз меньше зарубежных конкурентов.
Закономерно, что такая политика последних лет привела к иностранной экспансии российского рынка сельхозтехники. Так, до 2008 года рынок сельхозтехники в России рос среднегодовым темпом 45% и достиг в докризисный год своего максимума - 150 миллиардов рублей (около 6% мирового рынка), а доля импорта превысила 64%. Причем с ростом сборочного производства на 150% в год, выпуск отечественной сельхозтехники увеличивался лишь на 22%. Приобретение новой техники отечественного и импортного производства сельхозтоваропроизводителями в России имеет следующую динамику (таблица 23):
Таблица 23 - Динамика приобретения новой техники сельхозтоваропроизводителями России
Приобрете- ние |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |||||
млн. долл. |
% |
млн. долл. |
% |
млн. долл. |
% |
млн. долл. |
% |
млн. долл. |
% | |
Отечествен ное производст во |
844 |
46 |
1130 |
46 |
1262 |
36 |
1947 |
35 |
987 |
62 |
Импорт |
987 |
54 |
1328 |
54 |
2233 |
64 |
3600 |
65 |
604 |
38 |
Итого |
1831 |
100 |
2458 |
100 |
3495 |
100 |
5547 |
100 |
1591 |
100 |
Анализируя таблицу, видно, что за рассматриваемый период максимальное количество техники было приобретено в 2008 году. Причем с 2005 по 2008 гг. в гораздо большем количестве приобреталась импортная техника, и только в 2009 году больший удельный вес приходится на технику отечественного производства. Это объясняется тем, что в целях борьбы с экономическим кризисом российским правительством были приняты следующие меры: во-первых, субсидирование с декабря 2008 года аграриям процентов по вновь получаемым кредитам на приобретение сельхозтехники за счет федерального бюджета; во-вторых, повышение таможенных пошлин на ввоз импортных комбайнов. Как отмечается в журнале «Аграрное обозрение», повышение пошлин с 1 января 2009 года на импортные комбайны до 15%, привело к появлению к 2010 году в России шести новых инвестиционных проектов по производству комбайнов и увеличению доли именно отечественного производителя [137].
В 2009-2010 гг. производство сельскохозяйственных машин в Российской Федерации сократилось на 10,3% и составило 30,1 млрд. рублей, в то время как рынок сельскохозяйственной техники за аналогичный период вырос на 14,8% и составил 1997 млн. долларов США. В результате потребление машин российского производства на внутреннем рынке сократилось на 5,5% до 780 млн. долларов США, поставки зарубежной техники, напротив, выросли на 57,4% до 919 млн. долларов США. Рост импорта связан с несколькими причинами: во-первых, в обход действующих ввозных таможенных пошлин на зерноуборочные комбайны в размере 15%, но не менее 120Евро за кВт мощности, на территорию России в разобранном виде было завезено 255 зерноуборочных комбайнов марки John Deere и задекларированных по нулевой ставке, как запасные части. Во-вторых, с января 2010 года были обнулены ставки ввозных таможенных пошлин на прицепную и навесную сельхозтехнику.
Немного больше по теме
Повышение эффективности работы ОАО Гомельоблавтотранс за счёт оптимизации маршрутных сетей и социальных перевозок
Общественный транспорт является одной из важнейших отраслей
инфраструктуры. Развитие общественного транспорта способствует устойчивой
мобильности общества, создавая, тем самым, условия функционирования других
отраслей экономики. Представленная работа посвящена одному из наиболее
распространенных видов общественного транспорта - автомобильному и
сосредоточена на перевозках пассажир ...