Сельскохозяйственное машиностроение как пропульсивная отрасль

Из таблицы видим, что парк тракторов в России в рассматриваемом периоде уменьшился в 3,9 раза, зерноуборочных комбайнов - в 4,3 раза, кормоуборочных комбайнов - в 5,6 раза. Такая ситуация объясняется, прежде всего, тем, что в России при переходе к рынку государство перестало выполнять функции заказчика на создание и производство высокоэффективной техники для сельского хозяйства, не осуществляет управление инновационным процессом. Поступление на отечественный рынок зарубежной техники не контролируется, осуществляется без должной сертификации и лицензирования. В то же время разработка отечественных аналогов требует значительных объемов финансирования научно-исследовательских учреждений, осуществляющих разработку новой техники и машинных технологий, на создание новых рабочих органов, экспериментальных проектов.

Производимая в России сельхозтехника российского производства по соотношению «цена - качество» в 2,0-2,5 раза ниже зарубежной техники, интенсивно поступающей на рынок. Точнее, российские производители оборудования в настоящее время уступают зарубежным по таким критериям качества, как срок безаварийной работы, использование самых современных инженерных решений, экономичность, гибкость, высокая производительность и оперативно выстроенный сервис. В связи с отсутствием заказов на новую технику со стороны сельхозтоваропроизводителей в результате их неплатежеспособности, мощности заводов сельхозмашиностроения используются не более чем на 35-50%, а новая техника не осваивается. Сложившаяся ситуация приводит к неудовлетворительному обеспечению и низкому обновлению хозяйств новой техникой, невозможности реализовать новые технологии, повысить эффективность и увеличить объемы производства продукции сельского хозяйства. Этот круг взаимосвязанных проблем не может быть решен внутри самого аграрного сектора без изменения экономической политики и усиления государственной поддержки сельского хозяйства, что имеет место во всех странах мира. Так, в среднем уровень поддержки сельского хозяйства в странах Европейского союза составляет 298 долларов на один гектар, в США - 324, Японии - 473, в Канаде - 188, а в России - 10 долларов.

Основными производителями на рынке сельхозтехники среди российских компаний являются комбайновый завод «Ростсельмаш», «Концерн «Тракторные заводы» (Агромашхолдинг), куда вошли Волгоградский, Алтайский, Владимирский тракторные заводы, Красноярский завод комбайнов, а также «Петербургский тракторный завод». У перечисленных компаний уровень локализации продукции достигает 92%. Кроме того, на рынке России присутствуют такие заводы производители: Брянский завод колесных тягачей, ГОМСЕЛЬМАШ, Липецкий тракторный завод, МоАЗ, Онежский тракторный завод, Чебоксарский тракторный завод Промтрактор, Уралвагонзавод, Челябинский тракторный завод. В числе производителей стран СНГ лидирующие позиции занимают белорусские компании - «Минский тракторный завод» (производит около 30 моделей сельхозтракторов, имеет три сборочных предприятия на территории России c уровнем локализации до 15%) и ПО «Гомсельмаш» (производитель зерно- и кормоуборочных комбайнов с уровнем локализации до 25%). Среди предприятий Украины - лидер «Харьковский тракторный завод» (локализация не более 10%).

Самую крупную группу представляют глобальные зарубежные производители сельхозтехники, они же являются основными поставщиками высокоэнергонасыщенных сельскохозяйственных колесных тракторов в Россию в разрезе тягового класса 6,0 и выше. В их числе такие транснациональные корпорации, как Case New Holland, John Deere, Buhler Versatile, AGCO, Claas, AGCO, SDF. Так, транснациональная корпорация Case New Holland за период 2005-2009 гг. поставила на российский рынок 670 физических единиц высокоэнергонасыщенных сельскохозяйственных колесных тракторов, компания John Deere за аналогичный период - более 800, а канадский производитель Buhler Versatile - более 210 единиц высокоэнергонасыщенных сельскохозяйственных колесных тракторов тягового класса 6,0 и выше. Анализ структуры сегмента высокоэнергонасыщенных сельскохозяйственных колесных тракторов в Российской Федерации в разрезе тягового класса 6,0 и выше за 2005-2010 гг. демонстрирует олигопольное положение перечисленных транснациональных корпораций. Все эти компании имеют сборочное производство на территории России, однако уровень локализации у них не превышает 5-10% (за исключением Claas - 17,3%). Это во многом объясняет тот факт, что на сегодняшний день на территории стран СНГ не существует производства высокоэнергонасыщенных колесных тракторов тягового класса 6 и выше [126].

Таблица 18 - Экономические показатели предприятий-производителей рынка сельскохозяйственной техники в 2010 году [12]

Предприятие

Выручка, млрд. долл.

Доля экспорта в выручке, %

Инвестиции в НИОКР, млн. долл.

John Deere

18,12

46

977

CNH

10,5

69

398

AGCO

6,63

78

192

Claas

4,06

76

175

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Немного больше по теме

Прибыль и рентабельность сельскохозяйственного предприятия
В России сельское хозяйство находится далеко не в лучшем состоянии, хотя и в последнее время принимается множество мер по его подъему, сельское хозяйство является важной отраслью экономики каждой страны. Страну нельзя назвать успешной в экономическом плане, если она не может обеспечить себя продовольствием, показать свою независимость в сфере сельского хозяйства. Агропромышленная ...