Проблемы реализации бюджетной политики Республики Казахстан

стимулирование деятельности местных органов власти, направленных на повышение мобилизации доходов в их бюджеты;

проведение активной региональной политики через передачу средств в рамках целевых программ[67, с. 52]. В настоящее время механизм бюджетного регулирования внутри регионов включает два основных метода межбюджетного регулирования: нормативы отчислений от местных (регулирующих) налогов и перераспределение средств между внутрирегиональными бюджетами посредством механизма бюджетных изъятий и субвенций. При этом необходимость параллельного действия двух различных методов финансового выравнивания определяется высокой степенью внутрирегиональной социально-экономической и финансово-бюджетной дифференциацией. Роль внутрирегиональных налогов закреплена за двумя налоговыми инструментами: социальным налогом и акцизами. Эти налоги имеют гарантированную долю поступлений в бюджеты районов и городов, а регулирующий эффект достигается за счет дифференцированных ставок зачисления в бюджеты территорий.

Однако при дифференцированных для всех внутрирегиональных бюджетов нормативных отчислений механизм бюджетного регулирования не учитывает особенности каждого территориального образования и, следовательно, не может участвовать в горизонтальном выравнивании бюджетной обеспеченности, где она меньше минимально необходимо. В таких случаях вся нагрузка по финансовому выравниванию ложится на перераспределение средств непосредственно через областной бюджет. Основным фактором бюджетного регулирования в данном случае выступают официальные трансферты, которые, подразделяются на трансферты общего характера (бюджетные изъятия и субвенции), целевые текущие трансферты и целевые трансферты на развитие[68, с.9].

Основной целью при использовании механизма бюджетных изъятий и субвенций является выравнивание. Суть данного механизма заключается в перераспределении ресурсов внутрирегиональных бюджетов (от более обеспеченных территорий к менее обеспеченным территориям), с использованием различных форм регулирования межбюджетных отношений.

Прогнозные объемы межбюджетных трансфертов общего характера рассчитываются на основе прогнозных объемов доходов и расходов местных бюджетов, которые определяются в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Казахстан и с учетом ранее проведенного обсуждения с местными исполнительными органами методики их определения (см.табл.12).

Таблица 12 - Основные показатели межбюджетных отношений в Акмолинском регионе в 2012 году

Наименование

расходы

доходы

В том числе

Трансферты

Без учета официальных трансфертов

Превышение доходов над расходами Изъятия (+)

Превышение расходов над доходами Субвенции (-)

Всего

Закреп ленные

Регулиру ющие

Макинск

948,9

950,7

950,7

706,9

243,8

1.8

Акколь

2295,8

2859,5

2859,5

1923,0

936,5

563,7

-

Атбасар

4371,1

5015,1

5015,1

3892,0

1123,1

644,0

-

Егиндыколь

369,8

369,8

228,1

175,7

52,4

-

141,7

Жаксы

367,6

367,6

47,8

42,1

5,7

-

319,8

Есиль

579,0

579,0

440,7

248,9

191,8

-

138,3

Зеренда

1949,5

2498,6

2498,6

1769,7

728,9

549,1

-

Балкашино

663,0

663,0

611,0

307,9

303,1

-

52,0

Буландинский

607,4

607,4

523,6

311,4

212,2

-

83,8

Жаркаинский

359,0

359,0

357,0

166,6

90,4

-

102,0

Кургальджинский

427,3

427,3

228,5

146.0

82,5

-

198,8

Астраханский

682,9

682,9

395,1

266,1

129,0

-

287,8

Енбикшильдерский

850,1

850,1

144,4

96,8

47,6

-

705,7

Щучинский

501,3

501,3

309,8

183,1

126,7

-

191,5

Ерментауский

571,4

571,4

318,0

215,2

102,8

-

253,4

Аршалынский

344,6

344,6

276,8

246,8

30,0

-

67,8

Аккольский

690,5

690,5

478,9

310,5

168,4

211,6

Всего по районам и городам

16579,2

18337,8

15583,6

11008,7

4574,9

1758,6

2754,2

Примечание: составлено автором на основе Статистического бюллетеня Министерства Финансов Республики Казахстан [19]

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Немного больше по теме

Повышение эффективности работы ОАО Гомельоблавтотранс за счёт оптимизации маршрутных сетей и социальных перевозок
Общественный транспорт является одной из важнейших отраслей инфраструктуры. Развитие общественного транспорта способствует устойчивой мобильности общества, создавая, тем самым, условия функционирования других отраслей экономики. Представленная работа посвящена одному из наиболее распространенных видов общественного транспорта - автомобильному и сосредоточена на перевозках пассажир ...