Проблемы реализации бюджетной политики Республики Казахстан

стимулирование деятельности местных органов власти, направленных на повышение мобилизации доходов в их бюджеты;

проведение активной региональной политики через передачу средств в рамках целевых программ[67, с. 52]. В настоящее время механизм бюджетного регулирования внутри регионов включает два основных метода межбюджетного регулирования: нормативы отчислений от местных (регулирующих) налогов и перераспределение средств между внутрирегиональными бюджетами посредством механизма бюджетных изъятий и субвенций. При этом необходимость параллельного действия двух различных методов финансового выравнивания определяется высокой степенью внутрирегиональной социально-экономической и финансово-бюджетной дифференциацией. Роль внутрирегиональных налогов закреплена за двумя налоговыми инструментами: социальным налогом и акцизами. Эти налоги имеют гарантированную долю поступлений в бюджеты районов и городов, а регулирующий эффект достигается за счет дифференцированных ставок зачисления в бюджеты территорий.

Однако при дифференцированных для всех внутрирегиональных бюджетов нормативных отчислений механизм бюджетного регулирования не учитывает особенности каждого территориального образования и, следовательно, не может участвовать в горизонтальном выравнивании бюджетной обеспеченности, где она меньше минимально необходимо. В таких случаях вся нагрузка по финансовому выравниванию ложится на перераспределение средств непосредственно через областной бюджет. Основным фактором бюджетного регулирования в данном случае выступают официальные трансферты, которые, подразделяются на трансферты общего характера (бюджетные изъятия и субвенции), целевые текущие трансферты и целевые трансферты на развитие[68, с.9].

Основной целью при использовании механизма бюджетных изъятий и субвенций является выравнивание. Суть данного механизма заключается в перераспределении ресурсов внутрирегиональных бюджетов (от более обеспеченных территорий к менее обеспеченным территориям), с использованием различных форм регулирования межбюджетных отношений.

Прогнозные объемы межбюджетных трансфертов общего характера рассчитываются на основе прогнозных объемов доходов и расходов местных бюджетов, которые определяются в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Казахстан и с учетом ранее проведенного обсуждения с местными исполнительными органами методики их определения (см.табл.12).

Таблица 12 - Основные показатели межбюджетных отношений в Акмолинском регионе в 2012 году

Наименование

расходы

доходы

В том числе

Трансферты

Без учета официальных трансфертов

Превышение доходов над расходами Изъятия (+)

Превышение расходов над доходами Субвенции (-)

Всего

Закреп ленные

Регулиру ющие

Макинск

948,9

950,7

950,7

706,9

243,8

1.8

Акколь

2295,8

2859,5

2859,5

1923,0

936,5

563,7

-

Атбасар

4371,1

5015,1

5015,1

3892,0

1123,1

644,0

-

Егиндыколь

369,8

369,8

228,1

175,7

52,4

-

141,7

Жаксы

367,6

367,6

47,8

42,1

5,7

-

319,8

Есиль

579,0

579,0

440,7

248,9

191,8

-

138,3

Зеренда

1949,5

2498,6

2498,6

1769,7

728,9

549,1

-

Балкашино

663,0

663,0

611,0

307,9

303,1

-

52,0

Буландинский

607,4

607,4

523,6

311,4

212,2

-

83,8

Жаркаинский

359,0

359,0

357,0

166,6

90,4

-

102,0

Кургальджинский

427,3

427,3

228,5

146.0

82,5

-

198,8

Астраханский

682,9

682,9

395,1

266,1

129,0

-

287,8

Енбикшильдерский

850,1

850,1

144,4

96,8

47,6

-

705,7

Щучинский

501,3

501,3

309,8

183,1

126,7

-

191,5

Ерментауский

571,4

571,4

318,0

215,2

102,8

-

253,4

Аршалынский

344,6

344,6

276,8

246,8

30,0

-

67,8

Аккольский

690,5

690,5

478,9

310,5

168,4

211,6

Всего по районам и городам

16579,2

18337,8

15583,6

11008,7

4574,9

1758,6

2754,2

Примечание: составлено автором на основе Статистического бюллетеня Министерства Финансов Республики Казахстан [19]

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Немного больше по теме

Приграничный агропромышленный регион предпосылки и перспективы экономической интеграции
Глобализация и интернационализация производства, углубление общественного разделения труда делают традиционную политику поддержки свободной конкуренции в отдельно взятой стране малоэффективной. Эта тенденция обусловливает необходимость поиска таких форм взаимодействия, которые обеспечили бы развитие отдельных стран как в различного рода региональных союзах, так и в рамках крупном ...