Проблемы реализации бюджетной политики Республики Казахстан

Как видно из данных таблицы 13, за анализируемый период практически у всех внутрирегиональных бюджетов Акмолинского региона, в частности у районов, наблюдается тенденции роста объема субвенций, передаваемых из областного бюджета в бюджеты районов. В общей сумме субвенций наблюдается значительные увеличения.

Если в 2010 году районам и городам было передано субвенций в сумме 3,8 млрд. тенге, то в 2012 переданы субвенции в размере 5,4 млрд. тенге, то есть в 1,4 раза больше чем в 2010 году. Основными субвенционными районами с наиболее высоким удельным весом субвенций в общей сумме доходов области в течение ряда лет остаются, Жаркаинский, Жаксынский, Буландинский, Аккольский, Егиндыкольский районы. Таким образом, рост объема субвенций в бюджеты районов и городов и увеличение количества регионов - реципиентов можно отметить как негативное явление в механизме бюджетного регулирования Акмолинской области.

Действующая в настоящее время модель межбюджетных отношений и механизм распределения средств между бюджетами разных уровней недостаточно полно решают задачи, которые призвана обеспечить бюджетная политика государства. Однако ни с научной, ни с практической точек зрения было бы не верно нерешенность этих задач объяснять только несовершенством организации межбюджетных отношений и механизма распределения. Какими бы теоретически идеальными они ни были, в условиях слабой собираемости налогов, отсутствия предпосылок для расширения налогооблагаемой базы, нерационального использования имеющихся бюджетных средств, реализация их на практике не может быть эффективна. Иными словами, для создания эффективно действующей модели межбюджетных отношений важное значение имеет решение вопроса не только «как распределять», но и «что распределять». Именно поэтому в качестве одного из основных направлений реформирования межбюджетных отношений является повышение научной обоснованности подхода к увеличению бюджетных доходов, путем совершенствования методики распределения налоговых поступлений внутри региона[69, с.11].

В настоящее время в Акмолинской области индивидуальный подоходный налог полностью зачисляется в местные бюджеты. Ввиду неравномерного распределения налогооблагаемой базы поступления данного налога в внутрирегиональные бюджеты в расчете на душу населения существенно варьируют. Самые высокие показатели у городов Кокшетау, Щучинск, Степногорск. Зачастую на предприятиях этих городов работают жители близлежащих районов. Согласно Налоговому кодексу, подоходные налоги уплачиваются по месту работы и поступают в бюджеты территорий, на которых расположены соответствующие предприятия. В то же время финансирование бюджетных услуг осуществляется из бюджета территории, на которой проживает человек.

Так, например, в Акмолинской области, которая не является регионом-донором для республики, в настоящее время большинство внутрирегиональных бюджетов являются субвенционными. Поэтому даже если все налоги, собранные на их территории, будут оставаться в местных бюджетах, это не решит проблемы дотационности. Следовательно, при распределении доходных поступлений целесообразно применять метод закрепления налогов в сочетании с методом их долевого распределения. Простое изменение пропорций распределения налогов в пользу внутри региональных местных бюджетов, зачастую предлагаемое разными авторами будет способствовать усилению дифференциации территорий по уровню бюджетной обеспеченности[70, с. 52].

Подавляющая часть расходов, связанных с жизнеобеспечением человека, а также часть экономических потребностей финансируется за счет местных бюджетов. Снижение их доли в государственном бюджете ведет к снижению возможностей для финансирования жизнеобеспечения населения [71,с.65].

В результате регионы, уже уверовавшие в безусловное получение помощи со стороны государства, а потому мало заинтересованные в достижении бюджетной самодостаточности своими силами, практически не привлекают для этого местные источники, не мобилизуют собственные резервы. Большинство современных государств независимо от своего формального устройства в форме федерации, конфедерации или унитарного государства включают в себя субнациональные административно-территориальные единицы, не однородные по различным характеристикам (уровню экономического развития, потребностям в общественных благах, стоимости предоставления общественных благ и т.д.). Такая дифференциация различных административно-территориальных образований в рамках одного государства порождает проблему имущественного неравенства граждан, проживающих в различных регионах.

Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 9

Немного больше по теме

Приватизация и её значение для российской экономики
Перед тем как рыночная экономика подошла к нынешнему состоянию, ей предшествовал долгий путь развития. Обычно этот путь разделяют на 3 этапа: первый этап - это этап возникновение и становление системы, который заканчивается ее утверждением в обществе; второй - этап зрелости системы. На этом этапе она проявляет максимум своих возможностей и преимуществ; на третьем этапе появляются ...