Проблемы реализации бюджетной политики Республики Казахстан

Размер предоставленной местным бюджетом финансовой помощи республиканского бюджета с каждым годом увеличивается, что в свою очередь, сопровождается ростом субвенционных областей, с преобладанием в поступлениях местных бюджетов и в суммарной стоимости самих субвенций (целевых, текущих, инвестиционных трансфертов) доли финансовой помощи республиканского бюджета.

Например, в 2012 году в региональном разрезе в общей структуре субвенций основными получателями бюджетных трансфертов является Южно-Казахстанская область, Жамбылская, Алматинская, Восточно-Казахстанская, Западно-Казахстанская. Да и почти во всех остальных областях страны основная часть поступлений местных бюджетов формируется за счет трансферта республиканского бюджета. Так, в 2012 году в Жамбылской области удельный вес официальных трансфертов составил от всех поступлений 65,6%, Южно-Казахстанской - 62,5%, Акмолинской- 58,9%), Кызылординской -59,7%, Восточно-Казахстанская 51,1%.

Как мы можем наблюдать, величина субвенций, выданных нижестоящим бюджетам, увеличивается год за годом. Если в 2009 году выделение субвенций из республиканского бюджета составляло 127 454 тыс. тенге, то в 2012 году составило 192 791 тыс. тенге, то есть увеличилось в 1,5 раза, что означает лишь усиление зависимости местных органов власти от властей более высокого уровня и снижение самостоятельности регионов в решении вопросов развития своей территории [64,с.34].

Следует отметить, что в процессе вертикального и горизонтального выравнивания передача не обеспеченных доходами расходных полномочий местными бюджетами, в том числе связанных с обеспечением населения социальными услугами, так же как и неоправданное изъятие части их доходов в республиканский бюджет, лишь на определенное время скрывает, либо сглаживает проблемы, связанные с финансовой и социальной стабилизацией нашего общества, но не решает их [65,с.3].

Межбюджетные отношения в бюджетной системе региона проявляются через регулирование взаимоотношений между разными уровнями местного государственного управления: между областным бюджетом, с одной стороны, и бюджетами районов и городов - с другой. Специфической особенностью данного уровня межбюджетных отношений является то, что здесь движение финансовых средств происходит не в сфере государственных финансов, а затрагивает формально обособленную сферу местных финансов. Внутрирегиональная система межбюджетных отношений представляет собой тот этап бюджетного процесса, при котором окончательно формируются финансово-бюджетные ресурсы всех уровней власти и управления в стране (см.рис. 6).

Внутрирегиональные межбюджетные отношения в условиях унитарного государства представляют собой совокупность экономических отношений между местными органами государственного управления, возникающие при разграничении расходных полномочий и доходных источников между уровнями бюджетной системы финансового выравнивания [66, с. 52].

Основными функциями таких отношений являются выравнивание бюджетной обеспеченности тех территориальных образований, где она меньше минимально необходимого уровня, и стимулирование наращивания налогового потенциала, своевременного и полного сбора платежей в бюджет на подведомственной территории, а также рационального и эффективного расходования.

Рисунок 6 - Межбюджетные отношения в системе региона

Мировая практика и теория предполагает, что в первую очередь устанавливаются расходные потребности государства, и уже в соответствии с ними устанавливаются состав и ставки основных налогов.

В связи с этим особую значимость приобретает механизм бюджетного регулирования внутри региона, который должен способствовать разрешению проблем налогового неравенства территорий и стабилизации социально-экономического развития, не снижая заинтересованности местных властей в увеличении закрепленных за ними доходов. Основными целями межбюджетного регулирования являются:

выравнивание бюджетной обеспеченности;

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Немного больше по теме

Платежный баланс сущность, структура, особенности
Проведение государством эффективной внутренней макроэкономической и структурной политики определяет, прежде всего, состояние платежного и расчетного баланса. Платежный баланс представляет собой таблицу, ведомость отражающую движение денежных средств в виде платежей из страны в страну. В данный момент он является практически единственным комплексным документом, который охватывает в ...