Проблемы реализации бюджетной политики Республики Казахстан

Современная экономическая наука и практика стоят перед необходимостью переосмысления и поиска новых решений проблем регионального развития. В последние годы во многих государствах наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к местным. Поэтому роль местных финансов усиливается, а сфера их использования расширяется. Вся история развития регионов характеризуется чередованием централизации и децентрализации, государственного и местного самоуправления. В истории постсоветского пространства можно выделить следующие этапы теории и практики регионального развития:

централизованное развитие районов Российской империи;

централизованное развитие районо «военного коммунизма»;

децентрализации власти периода НЭП;

директивность и «гипертрофия централизма», приведшего к развалу Союза советских социалистических республик.

централизация переходного периода к рынку;

демократизация современных рыночных процессов с элементами самоуправления и бюджетного регионализма.

Новые условия хозяйствования, которые созданы в экономике Казахстана, требуют рассмотрение и изучение таких проблем, как выживаемость субъектов и регионов, направление государственной политики протекционизма на поддержание отечественного производителя, современная законодательная база, гармоничное развитие всех регионов страны. Все эти проблемы требуют более глубокого, а на региональном уровне - отдельного исследования для реалий сегодняшнего дня [62,с.21]. В методологическом отношении региональную политику следует считать экономической функцией государства. Любой регион, являясь сложной социально-экономической системой, имеет многоцелевую направленность развития. Выработка стратегии и постановка задачи развития региона осуществляется на основе концентрации регионального развития -совокупности взглядов на пути решения социально-экономических проблем, достижение целей и задач развития региона в перспективе. Местные бюджеты - бюджеты областей, г.г. Астана и Алматы, которые, в свою очередь включают бюджеты районов и городов областного значения. На сегодняшний день территориально-административные единицы (аульные и поселковые округа) собственных бюджетов не имеют [63,с.76].

Далее следует анализ рассмотрение и сравнения доходов республиканского бюджета и местных бюджетов Республики Казахстан за период 2010-2012 годы (см. табл. 8).

Таблица 8 - Структура доходов республиканского бюджета и местных бюджетов за 2010-2012 годы, в %

Наименование

2010

2011

2012

Изменения в структуре

Уровни бюджета

РБ

МБ

РБ

МБ

РБ

МБ

РБ

МБ

Всего доходов

98,3

98,5

99,4

99,6

98,8

100

+0,5

+1,5

В т.ч. налоговые поступления

83,5

60,6

89,9

57,9

89,2

52,7

+5,7

-7,9

Официальные трансферты

6,9

34,3

5,5

36,9

6,7

40,2

-0,2

+5,9

Возврат кредитов

1,6

1,4

0,7

0,4

1,2

0,1

-0,4

-1,3

Примечание: составлено автором на основе Статистического бюллетеня Министерства Финансов Республики Казахстан [19]

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Немного больше по теме

Повышение эффективности работы ОАО Гомельоблавтотранс за счёт оптимизации маршрутных сетей и социальных перевозок
Общественный транспорт является одной из важнейших отраслей инфраструктуры. Развитие общественного транспорта способствует устойчивой мобильности общества, создавая, тем самым, условия функционирования других отраслей экономики. Представленная работа посвящена одному из наиболее распространенных видов общественного транспорта - автомобильному и сосредоточена на перевозках пассажир ...