Проблемы реализации бюджетной политики Республики Казахстан
Современная экономическая наука и практика стоят перед необходимостью переосмысления и поиска новых решений проблем регионального развития. В последние годы во многих государствах наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к местным. Поэтому роль местных финансов усиливается, а сфера их использования расширяется. Вся история развития регионов характеризуется чередованием централизации и децентрализации, государственного и местного самоуправления. В истории постсоветского пространства можно выделить следующие этапы теории и практики регионального развития:
централизованное развитие районов Российской империи;
централизованное развитие районо «военного коммунизма»;
децентрализации власти периода НЭП;
директивность и «гипертрофия централизма», приведшего к развалу Союза советских социалистических республик.
централизация переходного периода к рынку;
демократизация современных рыночных процессов с элементами самоуправления и бюджетного регионализма.
Новые условия хозяйствования, которые созданы в экономике Казахстана, требуют рассмотрение и изучение таких проблем, как выживаемость субъектов и регионов, направление государственной политики протекционизма на поддержание отечественного производителя, современная законодательная база, гармоничное развитие всех регионов страны. Все эти проблемы требуют более глубокого, а на региональном уровне - отдельного исследования для реалий сегодняшнего дня [62,с.21]. В методологическом отношении региональную политику следует считать экономической функцией государства. Любой регион, являясь сложной социально-экономической системой, имеет многоцелевую направленность развития. Выработка стратегии и постановка задачи развития региона осуществляется на основе концентрации регионального развития -совокупности взглядов на пути решения социально-экономических проблем, достижение целей и задач развития региона в перспективе. Местные бюджеты - бюджеты областей, г.г. Астана и Алматы, которые, в свою очередь включают бюджеты районов и городов областного значения. На сегодняшний день территориально-административные единицы (аульные и поселковые округа) собственных бюджетов не имеют [63,с.76].
Далее следует анализ рассмотрение и сравнения доходов республиканского бюджета и местных бюджетов Республики Казахстан за период 2010-2012 годы (см. табл. 8).
Таблица 8 - Структура доходов республиканского бюджета и местных бюджетов за 2010-2012 годы, в %
Наименование |
2010 |
2011 |
2012 |
Изменения в структуре | ||||
Уровни бюджета |
РБ |
МБ |
РБ |
МБ |
РБ |
МБ |
РБ |
МБ |
Всего доходов |
98,3 |
98,5 |
99,4 |
99,6 |
98,8 |
100 |
+0,5 |
+1,5 |
В т.ч. налоговые поступления |
83,5 |
60,6 |
89,9 |
57,9 |
89,2 |
52,7 |
+5,7 |
-7,9 |
Официальные трансферты |
6,9 |
34,3 |
5,5 |
36,9 |
6,7 |
40,2 |
-0,2 |
+5,9 |
Возврат кредитов |
1,6 |
1,4 |
0,7 |
0,4 |
1,2 |
0,1 |
-0,4 |
-1,3 |
Примечание: составлено автором на основе Статистического бюллетеня Министерства Финансов Республики Казахстан [19] |
Немного больше по теме
Проблемы государственного регулирования экономики в Республике Беларусь
Экономика
- это система отношений по поводу производства, распределения, потребления
материальных ценностей; - это сорок отраслей народного хозяйства; - это теория
и практика рационального использования ресурсов в условиях их ограниченности.
Каждая из управляемых систем способна к саморазвитию и к самоуправлению.
Экономика бывает рыночная и командно-административная. Если что прои ...