Проблемы реализации бюджетной политики Республики Казахстан

Современная экономическая наука и практика стоят перед необходимостью переосмысления и поиска новых решений проблем регионального развития. В последние годы во многих государствах наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к местным. Поэтому роль местных финансов усиливается, а сфера их использования расширяется. Вся история развития регионов характеризуется чередованием централизации и децентрализации, государственного и местного самоуправления. В истории постсоветского пространства можно выделить следующие этапы теории и практики регионального развития:

централизованное развитие районов Российской империи;

централизованное развитие районо «военного коммунизма»;

децентрализации власти периода НЭП;

директивность и «гипертрофия централизма», приведшего к развалу Союза советских социалистических республик.

централизация переходного периода к рынку;

демократизация современных рыночных процессов с элементами самоуправления и бюджетного регионализма.

Новые условия хозяйствования, которые созданы в экономике Казахстана, требуют рассмотрение и изучение таких проблем, как выживаемость субъектов и регионов, направление государственной политики протекционизма на поддержание отечественного производителя, современная законодательная база, гармоничное развитие всех регионов страны. Все эти проблемы требуют более глубокого, а на региональном уровне - отдельного исследования для реалий сегодняшнего дня [62,с.21]. В методологическом отношении региональную политику следует считать экономической функцией государства. Любой регион, являясь сложной социально-экономической системой, имеет многоцелевую направленность развития. Выработка стратегии и постановка задачи развития региона осуществляется на основе концентрации регионального развития -совокупности взглядов на пути решения социально-экономических проблем, достижение целей и задач развития региона в перспективе. Местные бюджеты - бюджеты областей, г.г. Астана и Алматы, которые, в свою очередь включают бюджеты районов и городов областного значения. На сегодняшний день территориально-административные единицы (аульные и поселковые округа) собственных бюджетов не имеют [63,с.76].

Далее следует анализ рассмотрение и сравнения доходов республиканского бюджета и местных бюджетов Республики Казахстан за период 2010-2012 годы (см. табл. 8).

Таблица 8 - Структура доходов республиканского бюджета и местных бюджетов за 2010-2012 годы, в %

Наименование

2010

2011

2012

Изменения в структуре

Уровни бюджета

РБ

МБ

РБ

МБ

РБ

МБ

РБ

МБ

Всего доходов

98,3

98,5

99,4

99,6

98,8

100

+0,5

+1,5

В т.ч. налоговые поступления

83,5

60,6

89,9

57,9

89,2

52,7

+5,7

-7,9

Официальные трансферты

6,9

34,3

5,5

36,9

6,7

40,2

-0,2

+5,9

Возврат кредитов

1,6

1,4

0,7

0,4

1,2

0,1

-0,4

-1,3

Примечание: составлено автором на основе Статистического бюллетеня Министерства Финансов Республики Казахстан [19]

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Немного больше по теме

Политическая экономия Д. Рикардо как идеолога промышленного переворота
В последней трети XVIII в. в Англии начался промышленный переворот (промышленная революция). В течение нескольких десятилетий в легкой промышленности одно изобретение следовало за другим. Весь процесс производства в этой отрасли был переведен на машинную основу. Постепенно переворот распространился на другие отрасли легкой, а затем и тяжелой промышленности. Начался повсеместный пе ...