Понятие и роль прибыли и рентабельности организации

Основные показатели рентабельности можно объединить в группы:

. Показатели, рассчитанные на основе стоимости реализованной продукции;

. Показатели, рассчитанные на основе производственных активов;

. Показатели, рассчитанные на основе потока наличных денежных средств.

Первая группа показателей формируется на основе расчета уровней доходности, отражаемых в отчетности организации:

Прибыль от реализации / Объем продаж × 100% (1)

Валовая прибыль / Объем продаж × 100% (2)

Налогооблагаемая прибыль / Объем продаж × 100% (3)

Данные показатели характеризуют прибыльность реализованной продукции [19, С.148-149]. Рассчитывается как по всей реализованной продукции, так и по отдельным ее видам. Эти показатели дают представление об эффективности текущих затрат организации и доходности реализуемой продукции. Рентабельность отдельных видов продукции зависит от цены ее реализации и полной себестоимости. Она определяется как процентное соотношение цены реализации единицы данной продукции за вычетом полной себестоимости к полной себестоимости единицы данной продукции.

Прибыль от реализации / Себестоимость продукции× 100% (4)

В связи с этим, при планировании ассортимента производимой продукции учитывается, как рентабельность отдельных видов будет влиять на рентабельность всей продукции. Поэтому важно сформировать структуру продукции так, чтобы в целом повысить эффективность производства и получить дополнительные возможности увеличения прибыли [22, c.10].

Вторая группа показателей рентабельности формируется на основе расчета уровней рентабельности в зависимости от изменения размера и характера авансированных средств - все производственные активы организации; собственные средства и долгосрочные обязательства (инвестиционный капитал); собственный (акционерный) капитал.

Чистая прибыль / Все производственные активы ×100% (5)

Чистая прибыль / Инвестиционный капитал×100% (6)

Чистая прибыль / Акционерный капитал×100% (7)

Несовпадение уровней рентабельности по этим показателям отражают степень использования организациям финансовых рычагов для повышения доходности долгосрочных кредитов и заемных средств. Эти показатели весьма практичны в связи с тем, что отвечают интересам участников. [22, c.12]

Третья группа показателей формируется аналогично показателям первой и второй групп, но вместо прибыли в расчет принимается чистый приток денежных средств. [23, c.25]

Чистый приток денежных средств / Объем продаж ×100% (8)

Чистый приток денежных средств / Совокупный капитал ×100% (9)

Чистый приток денежных средств / Собственный капитал ×100% (10)

Данные показатели дают представление о степени обеспечения кредиторов, заемщиков и акционеров наличными денежными средствами. Концепция рентабельности, исчисляемая на основе притока денежной наличности, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Ее приоритет обусловлен тем, что операции с денежными потоками являются признаком интенсивного типа производства и финансового “здоровья" организации. Организация рентабельна, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли. []23, c.20]

Целесообразность производственного процесса отражает рентабельность производства, которая исчисляется по формуле:

(11)

где Р - уровень рентабельности производства, %;

П - сумма валовой прибыли, руб.;

ОФ - среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб.;

НОС - среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств (материальных оборотных средств), руб.

Кроме рентабельности производства в процессе анализа предпринимательской деятельности широко используется показатель рентабельности продукции, исчисляемый как отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости этой продукции. Применяют этот показатель при внутрихозяйственных аналитических расчётах, формировании ассортимента выпускаемой продукции в части номенклатуры и объемов выпускаемых изделий. Учитывая, что прибыль связана как с себестоимостью изделия, так и с ценой, по которой оно реализуется, рентабельность продукции может быть исчислена как отношение прибыли к стоимости реализованной продукции по свободным или регулируемым ценам, для расчета используются следующие формулы:

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Немного больше по теме

Прибыль фирмы
В условиях трансформируемой экономики, в процессе перехода к инновационной экономике роль прибыли фирмы возрастает. Особенность формирования, а также распределения прибыли, в том числе на инновационную деятельность, определяется целями фирмы, адекватной современному этапу развития. В связи с этим возросла и актуальность изучения проблемы экономической природы прибыли. Прибы ...