Формирование и развитие агропродовольственных кластеров в Республике Алтай

Экономическая целесообразность развития агропромышленных кластеров связана для сельскохозяйственных производителей с большей технической отсталостью сельскохозяйственного производства по сравнению с промышленностью, спецификой сельскохозяйственного производства, его социальной значимостью, необходимостью повышения конкурентоспособности продукции и другими факторами. В отличие от сложившихся ранее интеграционных форм организации агропромышленного производства кластеры отличаются большей демократичностью в управлении, принятии управленческих решений.

На основании приказа Минздравсоцразвития РФ от 02.08.2010 №593н рекомендованы основные нормы потребления пищевых продуктов, отвечающие современным требованиям здорового питания, в том числе по мясу говядины - 25 кг/чел. в год, по молоку и молочным продуктам в пересчете на молоко - 320 л/чел. в год, по плодоовощной продукции - 360 кг/чел. в год.

Расчетная потребность в основных видах продуктов питания в целом по Республике Алтай, составят: по мясу КРС - 22 тыс. тонн, по молоку - 206,4 тыс. тонн, по плодоовощной продукции - 254,7 тыс. тонн. Фактически на территории Республики Алтай производится мяса КРС в убойном весе - 22,4 тыс. тонн (более 100% от потребности), молока - 85,2 тыс. тонн (41,2% от потребности), плодоовощной продукции - 42 тыс. тонн (16% от потребности). Данные показывают актуальную потребность в наращивании и интенсификации инфраструктуры производства и переработки продукции животноводства и растениеводства. При несоответствии производственно-сбытовой инфраструктуры продукции республиканских товаропроизводителей указанным потребностям, данная ниша будет замещаться продукцией, завозимой из других регионов. Сейчас на территории МО «Майминский район» реализуется ряд крупных инвестиционных проектов в области производства мяса и молока. В дополнение к существующим производственным мощностям, реализация данных инвестиционных проектов создает предпосылки для формирования соответствующих территориально-отраслевых кластеров.

Продуктовый кластер - добровольное объединение всех структурных элементов, имеющих экономический и социальный интерес к производимому продукту, обеспечивающий создание конкурентных преимуществ, техническое, организационно-управленческое и социальное решение проблем. Основным интегратором являются сельскохозяйственные товаропроизводители, включая их объединения как источник формирования сырьевой базы для перерабатывающей промышленности. Совместная деятельность товаропроизводителя и переработчика в конечном итоге будет являться точкой роста, а связующими элементами - представители инфраструктурных звеньев, науки и образования, административных органов власти. Механизмом реализации функции управления кластерной структуры должна являться инновационная деятельность всех участников (рис. 4.1).

Согласно исследованиям А.Л. Полтарыхина, кластерный подход основывается на учете положительных синергетических эффектов региональной агломерации, т.е. близости потребителя и производителя, сетевых эффектах и диффузии знаний и умений за счет миграции персонала и выделения бизнеса. Отсутствуют границы между секторами и видами деятельности и все они рассматриваются во взаимосвязи [49].

Для органов власти: увеличиваются количество налогоплательщиков и налогооблагаемая база (центры управления малым и средним бизнесом, как правило, находятся на той же территории, в отличие от вертикальных корпораций), появляется удобный инструмент для взаимодействия, снижается зависимость от отдельных бизнес-групп, появляются основания для диверсификации экономического развития территории. Для бизнеса: улучшаются кадровая инфраструктура и условия для исследований, разработок, снижаются издержки, появляются возможности для более успешного выхода на международные рынки.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Немного больше по теме

Принцип закона убывающей отдачи
рынок экономический убывающий отдача Особенностью современного этапа развития России является формирование стабильного эффективного рыночного хозяйства. Рынок - это не только новая форма экономических отношений, новые связи в производстве, но и новые экономическое сознание, мышление и психология. Основой такого мышления служат знание тенденций развития экономики, сущности и механиз ...