Формирование и развитие агропродовольственных кластеров в Республике Алтай

Нами разработана структура кластерной модели развития продуктового кластера АПК Республики Алтай, которая содержит научно обоснованную методологическую, практическую схему и выглядит следующим образом (рис. 4.2).

Координационный центр (совет) является организационной основой управления всеми взаимосвязанными элементами кластерной структуры для распределения полномочий и ответственности между участниками. В состав центра будут входить представители всех структурных элементов, органы власти и общественные организации, наука и образование, представители инфраструктурных звеньев, переработчики, сельскохозяйственные товаропроизводители и их объединения.

Изучение теории кластерного подхода подтверждает потребность в определении ядер развития создаваемой структуры, так как необходимо выявить базовые предприятия (предприятия-лидеры), определить ключевых партнеров, идентифицировать региональные возможности (процесс производства, качество продукции и уровень специализации; условия для конкуренции и стратегического развития; условия спроса; связанные или поддерживающие отрасли), определить приоритетные рынки сбыта продукции. «Точкой роста» в данном случае является совместная деятельность сельскохозяйственных предприятий и переработчика, образующая сырьевую зону каждого перерабатывающего предприятия Республики Алтай. Сырьевые зоны перерабатывающих заводов выступают в качестве полюсов концентрации производства сырья и капитала, обеспечивающих эффективную отдачу инвестиций в границах кластера в целом и сырьевой зоны - в частности. При этом развитие экономического ядра невозможно без восстановления системы семеноводства и реализации интенсивных факторов ведения сельского хозяйства. В рамках кластерной структуры особое значение имеет научный и образовательный потенциал. Сегодня многие научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения и их структурные подразделения не имеют практической связи с реальным сектором экономики. Мало заказов на научные разработки, новые технологии, кадры и пр. Формирование кластера с участием институтов науки и образования (НИИ, вузы, ССУЗы, проектные институты и пр.) дает преимущества как производственным структурам, так и самим научным и образовательным учреждениям.

Не менее важным субъектом продуктового кластера является развитая инфраструктура, включающая финансово-кредитные организации (банки, страховые компании, инвестиционные фонды), организации обслуживающего и вспомогательного назначения (маркетинговые, консалтинговые, юридические, снабженческие, лизинговые компании, логистическая инфраструктура, инжиниринговые компании).

Ключевым звеном кластерной структуры АПК региона являются органы власти и общественные организации. Государственное участие должно представлять систему экономических отношений, включающую совокупность форм и методов многоуровневого формирования бюджетных средств и их использования на финансирование целевых агропродовольственных программ, НИОКР и пр.

Развитие и регулирование регионального оптового рынка следует рассматривать в контексте целенаправленного воздействия федеральных и региональных органов власти, управления на сферу производства, реализации сырья и готовой продукции. Регулирование предполагает взаимодействие комплекса административно-организационных, правовых и экономических механизмов. Результативность этого взаимодействия определяется оптимальностью сочетания интересов всех групп участников продуктового кластера: потребителей, производителей сырья и готовой продукции, государства. Приоритеты, конечно же, должны быть отданы потребителям готовой продукции продуктового кластера.

В рамках Республиканской целевой программы «Создание пилотного агротехнопарка как базиса кластерного развития ведущих отраслей производства и переработки сельскохозяйственной продукции Республики Алтай на 2011-2014 годы» [56] на территории Республики Алтай предполагается создание следующих продуктовых кластеров:

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Немного больше по теме

Повышение эффективности работы ОАО Гомельоблавтотранс за счёт оптимизации маршрутных сетей и социальных перевозок
Общественный транспорт является одной из важнейших отраслей инфраструктуры. Развитие общественного транспорта способствует устойчивой мобильности общества, создавая, тем самым, условия функционирования других отраслей экономики. Представленная работа посвящена одному из наиболее распространенных видов общественного транспорта - автомобильному и сосредоточена на перевозках пассажир ...