Интеллектуальные аспекты реализации инновационной стратегии

Одним из необходимых условий успешной реализации Государственной программы развития сельского хозяйства, решения стратегической задачи - повышения эффективности российского АПК является ускоренный переход на инновационный путь его развития. Сегодня отечественная аграрная наука располагает достаточным количеством современных технологий и научных разработок, которые, к сожалению, остаются мало востребованными или невостребованными вообще. В результате инновационный потенциал АПК в стране используется в пределах 4-5%, в то время как в США этот показатель составляет 50% и более. Доля наукоемкой продукции в агропромышленном комплексе России не превышает 0,3% от общего объема, тогда как в развитых странах она составляет свыше 20%.

Важнейшая роль в освоении инноваций отводится кадровому потенциалу, поэтому неотложной задачей является повышение его качественных характеристик, формирование восприимчивости к инновациям. Мотивация к инновационной модели поведения кадров должна быть заложена в самой стратегии инновационного развития АПК. Сегодня ведущие экономисты мира единогласно заявляют, что после преодоления последствий финансово-экономического кризиса важнейшим фактором развития общества станет образование. Уже сейчас обращает на себя внимание тот факт, что в развитых странах в последнее время инвестиции в знания растут быстрее, чем в основные фонды. На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании и организации производства в промышленно развитых странах приходится до 80% прироста внутреннего валового продукт [16].

Инновационный путь развития - это переход к интеллектуальному труду, создающему новое, ранее не существовавшее. Сегодня перед Россией стоит уникальная для ее истории задача - сформировать полноценный инновационный класс, который будет способен обеспечить постиндустриальное развитие страны.

Следовательно, основной объем инвестиций должен быть направлен в образование, науку, здравоохранение, культуру и социальные институты. В настоящее время в подготовке кадров для АПК принимают участие около 1100 учреждений начального и 230 учреждений среднего профессионального образования. В этих учебных заведениях ежегодно готовят до 70 тыс. трактористов-машинистов, мастеров по ремонту и обслуживанию машинно-тракторного парка, а также свыше 25 тыс. специалистов со средним профессиональным образованием. Кадры высшей квалификации проходят подготовку и переподготовку в 59 аграрных вузах и 35 образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, ежегодный выпуск специалистов, обучаемых за счет средств федерального бюджета по очной форме обучения, составляет более 30 тыс. чел.

Практическая реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК», Государственной программы развития сельского хозяйства выявила серьезные проблемы в кадровом обеспечении отрасли, которые значительно снижают эффективность принимаемых мер по выводу аграрного сектора на качественно новый уровень развития. Основные из них:

неготовность пришедших в отрасль кадров к инновационному развитию аграрного производства;

отсутствие необходимых для инновационного ведения аграрного бизнеса профессиональных навыков и организационно-экономических возможностей повышения квалификации аграрных кадров;

недостаточная согласованность деятельности аграрных образовательных учреждений профессионального образования всех уровней - начального, среднего, высшего и дополнительного - в вопросах подготовки кадров, отсутствие современных механизмов и инструментов управления кадровым обеспечением АПК, способных эффективно сбалансировать спрос и предложение на аграрном рынке труда [16].

В результате сейчас Россия столкнулась с проблемой внедрения инновационных процессов и управления ими на всех уровнях и стадиях развития общественного производства. Внедряемые на предприятиях инновации неэффективны, затраты на разработку инновационного продукта не окупаются полученной прибылью, инновационные идеи в процессе их разработки и усовершенствования морально устаревают и т. п. По данным исследования, специально подготовленного к международному экономическому форуму (Санкт-Петербург, 2010 г.) экспертами РЭШ, компании PricewaterhouseCoopers в России, Российской венчурной компанией и «Роснано», одной из ключевых причин этого положения признается «нехватка управленческих кадров, способных реализовать инновационных проекты, и нехватка сотрудников, способных на инновационную деятельность».

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Немного больше по теме

Причины, формы, социально-экономические последствия и регулирование уровня безработицы
Безработица является одной из главных проблем, которая не только сдерживает рост оплаты труда, но и оказывает непосредственное влияние на рынок труда на микро- и макроуровнях. Безработица - это социально-экономическое явление, при котором значительная часть рабочей силы не занята в производстве товаров и услуг. Её порождают процессы, которые происходят в масштабах национальной эко ...