Система показателей финансовой эффективности

Рентабельность текущей деятельности определяется как отношение брутто-прибыли от текущей деятельности до выплаты процентов и налогов к общей сумме затрат по текущей деятельности отчетного периода, относящейся только к реализованной продукции. Кроме того, для общей оценки текущей деятельности представляется возможным полученный результат от реализации продукции соотносить с общей суммой текущих затрат исследуемого периода, чтобы показать, как влияет коэффициент реализуемости продукции на окупаемость затрат.

К группе затратных показателей рентабельности относится также рентабельность инвестиционной деятельности (или отдельных инвестиционных проектов). Она рассчитывается следующим образом: полученная или ожидаемая сумма прибыли (или положительного денежного потока) от инвестиционной деятельности (или от и реализации отдельных инвестиционных проектов) относится к сумме инвестиционных затрат.

. Вторая группа показателей рентабельности - это показатели, характеризующие прибыльность продаж (рентабельность оборота). В отличие от трактовки рентабельности как окупаемости затрат, концепция рентабельности оборота (нормы прибыльности) состоит в сравнении прибыли с объемом реализованной продукции, т.е. выручкой. Показатели рентабельности продаж могут рассчитываться как по всей реализованной продукции в целом, так и по отдельным ее видам. Показатель рентабельности продаж по уровню агрегирования факторов является более комплексным и полнее, чем затратные показатели рентабельности, характеризует результаты деятельности организации, он затрагивает практически все аспекты деятельности: производство, маркетинг и сбыт. Данный показатель важен при сравнении его с соответствующими показателями однотипных организаций в динамике или по сравнению с плановыми показателями. Однако показатели рентабельности продаж, как и рентабельности продукции, не годятся для сопоставлений по видам деятельности, поскольку доходность в разных видах деятельности зависит не только от уровня рентабельности затрат и продаж, но и от скорости оборота капитала. В тех видах экономической деятельности, где высокая скорость оборота капитала, можно получить высокую отдачу на вложенный капитал, имея невысокий уровень рентабельности продукции и продаж. И, наоборот, виды деятельности, в которых медленно оборачивается капитал, должны иметь высокий уровень рентабельности продаж, чтобы заработать требуемую норму доходности на вложенный капитал [24, с.45].

Так же следует учитывать, что динамика соотношения доходов и расходов в составе выручки (а, следовательно, и значение показателя рентабельности продаж) зависит от учетной политики, применяемой в организации. Так, организация может увеличить или уменьшить размер прибыли за счет:

) выбора метода начисления амортизации основных средств;

) выбора метода оценки материала;

) установления срока полезного использования долгосрочных активов; 4) определение порядка отнесения накладных расходов на стоимость реализуемой продукции (работ, услуг).

Таким образом, уровень рентабельности продаж имеет существенный недостаток: он не учитывает, при каких хозяйственных ресурсах (активах), собственном и заемном капитале, экономическом потенциале достигнут конечный финансовый результат и как эффективно они используются.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Немного больше по теме

Повышение эффективности работы ОАО Гомельоблавтотранс за счёт оптимизации маршрутных сетей и социальных перевозок
Общественный транспорт является одной из важнейших отраслей инфраструктуры. Развитие общественного транспорта способствует устойчивой мобильности общества, создавая, тем самым, условия функционирования других отраслей экономики. Представленная работа посвящена одному из наиболее распространенных видов общественного транспорта - автомобильному и сосредоточена на перевозках пассажир ...