Приграничный агропромышленный регион предпосылки и перспективы экономической интеграции

Глобализация и интернационализация производства, углубление общественного разделения труда делают традиционную политику поддержки свободной конкуренции в отдельно взятой стране малоэффективной. Эта тенденция обусловливает необходимость поиска таких форм взаимодействия, которые обеспечили бы развитие отдельных стран как в различного рода региональных союзах, так и в рамках крупномасштабных хозяйственно-территориальных образований.

С другой стороны, глобализация способствует усилению регионализации. Регионы, формирующиеся как стихийно, так и целенаправленно, стремятся получить дополнительные конкурентные преимущества, которые обеспечили бы более быстрое и комплексное развитие их экономик. В результате динамичнее развиваются те регионы, которые наиболее эффективно интегрируют ресурсы, имеющиеся как на их, так и на сопредельных территориях.

Для Алтайского края как приграничного региона, расположенного в стороне от основных транзитных коридоров, развитие внешнеэкономических связей будет компенсировать его удаленность от основных мировых рынков. Это обусловлено, в первую очередь, сохранившейся высокой степенью хозяйственных связей с сопредельными территориями, которые базируются на отраслевом и суботраслевом разделении труда, региональных взаимосвязях, тесной кооперации на уровне предприятий и научно-технических учреждений. Предприятия АПК, крупные объединения металлургии, химии, машиностроения, электроники и приборостроения, имеющие в прошлом союзное подчинение, составляют основу промышленного потенциала государства и эффективно могут работать лишь в режиме тесной производственной и технологической кооперации.

Алтайский край, занимая значительную территорию на евроазиатском континенте в составе России, создает особое геополитическое положение, связывая активно интегрирующуюся Европу и бурно развивающиеся страны Азиатско-Тихоокеанского региона. При этом немаловажное значение в его развитии имеют соседствующие приграничные регионы, обладающие значительными природным, материальным, производственно-техническим, трудовым потенциалами и емкими рынками сбыта.

Перспективность развития интеграционных процессов подтверждается политическими решениями российского Правительства, подписанием Договора о Таможенном союзе, созданием Единого экономического пространства, принятием Декларации о Евразийской экономической интеграции. Эти действия требуют переосмысления законов регионального воспроизводства, отражающих зависимости между элементами экономик приграничных регионов.

Принимаемые в настоящее время федеральными и региональными органами власти программы, нормативно-правовые документы носят в большей степени политический характер, их практическая реализация требует научного подхода, разработки соответствующих механизмов, то есть новой парадигмы экономического развития приграничных территорий.

Говоря о приоритетных направлениях развития Алтайского края с учетом перспектив его экономической интеграции с сопредельными территориями, в первую очередь, встает вопрос продовольственной независимости, как самого региона, так и государства в целом, что является важнейшей составляющей их устойчивого развития. Особую роль играет региональный агропромышленный комплекс, в том числе машиностроительная промышленность, обеспечивающая его техническое оснащение.

В этой связи в работе введены в экономическую лексику новые понятия: «локальные полюса роста» и «локальные оси развития». В качестве пропульсивной отрасли авторами рассматривается сельскохозяйственное машиностроение Алтайского края, что, несомненно, создаст мультипликативный эффект в развитии сельского хозяйства региона в целом. Кроме того, это будет способствовать росту занятости и уровня жизни населения, повышению конкурентоспособности российской сельхозтехники; новый импульс развития получат перспективные наукоемкие производства с высокой добавленной стоимостью.

Исследуемая проблема является многоаспектной и интегрирует несколько самостоятельных проблем региональной экономики, в том числе таких, как интеграция и регионализация экономического пространства, роль приграничных регионов, региональный аспект локальной модернизации и инновационного развития.

Региональная экономика сравнительно молодая наука, имеющая вместе с тем своих классиков: фундаментальные работы А. Вебера, В. Кристаллера, И.Г. Тюнена, А. Леша и других; проблемы оптимизации межрегиональных связей, модели объединения условий межотраслевых и транспортных задач были изучены У. Изардом, Л. Мозесом, Б. Стивенсом.

Анализ научных трудов в области регионального развития и межрегионального экономического сотрудничества показывает, что в последние десятилетия в России усилилось внимание к проблемам экономического развития регионов. Территориальные аспекты экономического развития в период, предшествовавший рыночным преобразованиям, рассматривались через проблемы размещения производительных сил и комплексного развития регионов, которые получили отражение в работах Э.Б. Алаева, П.М. Алампиева, В.А. Дергачева, С.С. Артаболевского, Э.Ф Баранова, Н.Н. Баранского, В.Л. Квинта, В.В. Кистанова, Н.Н. Колосовского, Н.Н. Некрасова, А.Е. Пробста, Б.С. Хорева и других авторов.

Однако теоретико-методологические разработки межрегиональных отношений этих лет не могут быть применены в полной мере для анализа процессов реформируемой региональной экономики. Рыночные условия хозяйствования существенно меняют характер экономических отношений, что требует уточнения, а зачастую и разработки новых теоретико-методологических подходов. Исследования региональных и межрегиональных проблем в условиях формирования рыночных отношений представлены в трудах российских ученых: Ю.П. Алексеева, А.Н. Алисова, В.Н. Архангельского, М.К. Бандмана, А.Г. Гранберга, О.В. Грицая, К.В. Гусевой, Ю.С. Дульщикова, В.Н. Кириченко, В.Н. Лескина, С.Н. Леонова, М.Н. Ляшевской, Б.З. Мильнера, Т.Г. Морозовой, В.И. Видяпина, М.В. Степанова, В.В. Мищенко, В.А. Кундиус, Е.Е. Швакова, П.А. Минакира, Н.Н. Михеевой, Л.И. Полещука, А.И. Попова, О.С. Пчелинцева, А.Г. Рубинштейна, В.И. Сыркина, А.И. Татаркина, А.С. Шейнгауза и других авторов. В научных работах этих исследователей проанализирован опыт развития в России региональных экономических подсистем, их государственного регулирования, особенности осуществления экономической политики в регионах, механизмы ее реализации. Большой вклад в разработку методов управления экономикой регионов в условиях рыночных отношений внесли ученые СО РАН Р.И. Шнипер, А.С. Новоселов, А.В. Нестеров, В.И. Суслов, С.А. Суспицин, В.А. Бажанов, П. Шеметов, И. Воевода, С. Гузнер, В. Лысенко, З.И. Калугина, А.Я. Троцковский, А.С. Маршалова, О.В. Кузнецова, Б.Л. Лавровский.

Изучению международного опыта интеграционного взаимодействия для стран СНГ, специфики и перспектив интеграции и экономической консолидации в регионе СНГ, взаимодействия государственных экономических и бизнес-структур на постсоветском пространстве посвящены труды ученых Центра проблем интеграции Института международных экономических и политических исследований Российской академии наук (ИМЭПИ РАН): М.Ю. Головнина, М.С. Любского, А.П. Седлова, А.М. Либмана, О.Г Крушиной, Е.Д Фурман, А.А. Абалкина и других.

Текущие процессы глобализации воспринимаются учеными весьма неоднозначно. Большой вклад в изучение феномена глобализации внесли такие ученые, как У. Бек, М. Делягин, А. Зо, Э. Кочетов, Л. Лесков, Т. Моран, А. Неклесса, А. Панарин, А. Пороховский, Р. Робертсон, Дж. Стиглиц, А. Уткин, Дж. Фриден, Т. Фридман и другие. Вопросами развития интеграционных отношений на постсоветском пространстве в последние годы занимались ряд российских и казахстанских ученых, в том числе Ж.Я. Аубакирова, Н. Исингарин, И.К. Бейсембетов, Н. Шумский, Н. Онжанов, В. Шульга, С. Ситарян и другие.

Вместе с тем в экономической науке еще недостаточно внимания обращается на изучение социально-экономических проблем приграничных регионов, теоретических и методологических аспектов формирования комплексных региональных программ, отражающих межрегиональное сотрудничество, анализу факторов, влияющих на их эффективность, выявлению направлений совершенствования механизмов экономической интеграции регионов в условиях рыночных отношений. Учитывая, что экономическая интеграция в России выходит на все более глубокий уровень, разработка новых и уточнение существующих теоретико-методологических основ региональной политики позволит достичь наиболее эффективного экономического и социального развития приграничных регионов на основе новых организационных форм и перспектив интеграции с сопредельными территориями. В исследовании авторами были поставлены следующие задачи:

исследовать основные предпосылки развития интеграционных процессов в России в условиях функционирования Таможенного союза и Единого экономического пространства;

выявить роль приграничных регионов в развитии экономики страны;

проанализировать состояние, динамику и перспективы приграничного сотрудничества Алтайского края с Восточно-Казахстанской областью как фактора формирования интеграционных механизмов;

определить основные приоритеты государственной политики в области экономического развития Алтайского края;

проанализировать социально-экономическое развитие Алтайского края с учетом экономического потенциала сопредельных территорий;

изучить и классифицировать основные факторы, влияющие на экономическое развитие приграничных регионов, оценить степень их влияния на социально-экономические показатели и внешнеторговый оборот;

разработать методику определения «локальных полюсов роста» и создания на их основе «локальных осей развития» в приоритетных отраслях приграничных регионов;

изучить состояние и тенденции развития сельскохозяйственного машиностроения как пропульсивной отрасли региона;

разработать организационно-экономический механизм управления предприятиями в составе локальной оси развития;

выработать практические рекомендации по совершенствованию функционирования отрасли сельскохозяйственного машиностроения Алтайского края и определить экономическую эффективность создаваемой корпорации.

Впервые вводятся понятия «локальный полюс роста», «локальная пропульсивная отрасль» и «локальная ось развития», раскрывается их сущность и практическая значимость для приграничных регионов Российской Федерации в рамках реализации государственной политики в области региональной экономической интеграции. Интеграционные процессы на территории Алтайского края авторами рассмотрены в рамках конкретного, научно обоснованного проекта, объединяющего производственный, финансовый, трудовой, научный потенциалы приграничного региона, функционирующего в условиях единого экономического пространства с сопредельными территориями. Наиболее существенные результаты, полученные в ходе исследования, и их научная новизна заключается в том, что экономика приграничного региона рассмотрена как интеграционная система производственного комплекса сопредельных территорий; выявлены идентичные факторы, оказывающие равнозначное влияние на внешнеэкономическую деятельность приграничных регионов; введены в оборот и определены понятия «локальные полюса роста», «локальная ось развития», «локальная пропульсивная отрасль»; выявлена локальная пропульсивная отрасль, позволяющая объединить в единую производственную цепочку предприятия приграничных регионов сопредельных территорий и определена ее перспективность; предложена организационная структура управления и источники финансирования предприятий, входящих в локальную ось развития.

Результаты исследования были частично использованы при разработке стратегических планов развития предприятий ОАО ПО «Алтайский моторный завод», ООО УК «АЗПИ», ТОО «СемАз», АО «КЭМОНТ», что подтверждает его теоретическую и практическую значимость (имеются акты внедрения).

Авторы монографии будут благодарны за все замечания и пожелания, высказанные в их адрес, и учтут их в дальнейшей работе.

Теоретические основы формирования региональной экономической интеграции

    Немного больше по теме

    Проблема рационального использования природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
    рациональный природоохранный природный ресурс Системный подход к природоохранной политике государства означает обеспечение единства трех ее основных элементов - постановка целей, выбора инструментов их реализации и учета особенностей различных системных уровней этой политики (личность, предприятие, город, регион). Конечная цель (первый элемент) природоохранной политики государс ...