Методическое обоснование создания локальных осей развития на сопредельных территориях

Комплексный подход к управлению на региональном уровне требует разработки новой системы форм и методов управления социально-экономическими процессами приграничного региона, которая, в свою очередь, должна соответствовать нижеследующим критериям: быть эффективной, не снижать эффективности иных регулируемых процессов модернизации и развития; обладать достаточно сильным синергетическим эффектом; быть достаточно простой и открытой; быть адаптивной и гибкой; учитывать долговременные интересы; стимулировать инновационное развитие.

Реализация предлагаемой комплексной системы планирования экономики приграничного региона предполагает использование нового подхода, основанного на создании локальной оси развития и выделении в регионе локальной пропульсивной отрасли. Данные понятия были введены нами в первой главе работы.

Алгоритм создания локальной оси развития на территории приграничного региона с учетом перспектив его интеграции с сопредельными территориями включает три основные стадии: подготовка, формирование и управление, каждая из которых детализируются в процессе реализации проекта.

Согласно предложенной схеме, решение задачи создания локальной оси развития предполагает выполнение ряда алгоритмических действий.

I На стадии подготовки:

. Анализ соответствия приграничных регионов и расположенных на их территории городов критериям полюсов роста, выбор городов - локальных полюсов роста.

. Оценка промышленного потенциала локальных полюсов роста с целью выявления пропульсивной отрасли.

. Поиск схожих элементов региональных экономик приграничных районов, а именно: похожие экономические проблемы; предприятия, способные при минимальных затратах составить законченную технологическую цепочку на основе производственной специализации и кооперирования; номенклатура выпускаемых изделий; востребованность аналогичной продукции на региональных рынках.

II На стадии формирования:

. Выбор предприятий, составляющих промышленно-производственную, научно-исследовательскую, финансовую основы пропульсивной отрасли в составе локальной оси развития с распределением специализации и кооперационных связей, номенклатуры выпускаемой продукции.

. Объединение на этой основе локальных полюсов роста в локальную ось развития.

. Определение спроса на продукцию и емкости рынка отрасли в рамках локальной оси.

III На стадии управления:

. Выбор организационно-правовой формы функционирования предприятий на локальной оси развития как единой корпорации.

. Выбор организационной структуры управления транснациональной корпорацией.

. Финансирование создания и функционирования проекта, определение социально-экономического эффекта от локальной оси развития для развития приграничного региона.

Для идентификации локальных полюсов роста и создания локальных осей развития на приграничной территории необходимо учитывать ряд характеристик социально-экономического развития рассматриваемого региона и сопредельной с ним территории.

Первый. Базовые условия регионов, а именно: удобное географическое положение регионов относительно друг друга; близость мировых товарных рынков, возможность выхода на новые рынки за счет региона-партнера; наличие взаимодополняющих минерально-сырьевых, топливно-энергетических ресурсов; схожий климат; значительные размеры и качество земельных и водных ресурсов.

Второй. Уровень трудового потенциала приграничных регионов должен оцениваться как высокий. Анализ трудового потенциала включает в себя такие показатели как численность населения и его динамику; уровень занятости и безработицы; уровень экономической активности населения, уровень доходов населения; уровень образования.

Третий. Приграничные регионы должны быть инвестиционно привлекательны. Оценка инвестиционного потенциала производится с помощью показателей: уровень инвестиционного риска региона; объем инвестиций; структура инвестиций по источникам финансирования; инвестиционная достаточность региона.

Четвертый. Производственный потенциал: наличие ведущих отраслей обрабатывающей промышленности, наукоемких, высокотехнологичных производств; уровень развития градообразующих предприятий; способы организации производства; уровень морального и физического износа техники и технологии; перспективы спроса на продукцию приоритетной отрасли на внешнем и внутреннем рынках.

Пятый. Развитие инфраструктуры, логистики и транспорта. На приграничной территории необходимо наличие разветвленной транспортной системы, наличие всех видов транспортных коммуникаций, современных схем доставки грузов. Кроме того, важно учитывать стоимость различных инфраструктурных услуг, таких как тарифы на тепло- и электроэнергию, водоснабжение, связь, складское хозяйство, страхование, информационное обеспечение и т.д.

Шестой. Уровень научно-технического потенциала. Для измерения научно-технического уровня предлагается использовать следующие показатели: число ВУЗов; затраты на научные исследования и разработки; уровень инновационной активности предприятий; количество и доля НИОКР, выполненных на уровне изобретений, по которым получены авторские свидетельства; количество и удельный вес изобретений, запатентованных за рубежом; количество и удельный вес лицензий, проданных в зарубежные страны; количество и удельный вес патентов и авторских свидетельств в мировом их количестве по видам деятельности; отношение затрат на проведение НИОКР к объему выпускаемой продукции; удельный вес затрат на НИОКР в общем объеме средств, израсходованных из фондов развития науки и техники; отношение затрат на проведение НИОКР к численности промышленно-производственного персонала; удельный вес численности работающих, занятых НИОКР, в общей численности промышленно-производственного персонала.

Перейти на страницу: 1 2

Немного больше по теме

Повышение эффективности работы ОАО Гомельоблавтотранс за счёт оптимизации маршрутных сетей и социальных перевозок
Общественный транспорт является одной из важнейших отраслей инфраструктуры. Развитие общественного транспорта способствует устойчивой мобильности общества, создавая, тем самым, условия функционирования других отраслей экономики. Представленная работа посвящена одному из наиболее распространенных видов общественного транспорта - автомобильному и сосредоточена на перевозках пассажир ...