Система показателей рентабельности деятельности в сфере услуг
Для оценки эффективности работы организации недостаточно использования показателя прибыли, поскольку наличие прибыли еще не означает, что организация работает эффективно. Абсолютная сумма прибыли не позволяет судить о степени доходности той или иной организации. Многие коммерческие организации, получившие одинаковую сумму прибыли, имеют различные объемы продаж, разные затраты, поэтому для определения эффективности произведенных затрат необходимо использовать относительный показатель - уровень рентабельности.
Высокий уровень рентабельности дает преимущество любой организации в привлечении инвестиций, в получении кредитов, в выборе поставщиков и др., что определяет конкурентоспособность, а также степень его независимости от неожиданного изменения рыночной конъюнктуры. В связи с этим вопросы изучения уровня рентабельности в сфере услуг, с целью выявления резервов для ее повышения, приобретают исключительно важное значение.
Показатели рентабельности характеризуют соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.
На основании критического изучения литературных источников показатели рентабельности в организации сферы услуг объединяются в следующие группы:
показатели, характеризующие прибыльность продаж;
показатели, характеризующие доходность капитала и его частей;
показатели, характеризующие окупаемость инвестиционных проектов.
Рентабельность продаж рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, товаров или чистой прибыли на сумму полученной выручки организации.
Рентабельность (доходность) капитала исчисляется отношением общей или чистой прибыли к среднегодовой стоимости всего капитала организации или отдельных его слагаемых: собственного, заемного, основного, оборотного и т.д.
Показатели рентабельности дают обобщенную оценку эффективности работы организации как единого организма. Прибыль и рентабельность - тесно взаимосвязанные понятия, но не тождественные по своим аналитическим возможностям. В экономической теории применяется несколько определений категорий рентабельности:
прибыльность, отношение полезного результата торговой деятельности в виде прибыли к стоимости совокупных затрат на ее получение;
сопоставление результатов хозяйственной деятельности с затратами или ресурсами, исчисленными в стоимостной форме;
интегральный показатель, обобщающий другие показатели эффективности.
Многообразие вариантов решений, принимаемых при определении прибыли, текущих затрат, авансированной стоимости для расчета рентабельности обуславливают наличие значительного количества показателей.
Для расчета уровня доходности организации все показатели рентабельности могут быть объединены в следующие группы:
. Показатели, рассчитанные для оценки доходности деятельности организации в целом. Методика их расчета основана на применении показателей прибыли организации или прибыли от реализации продукции (работ, услуг), чистой прибыли (числителе) и показателей реализованной продукции (работ, услуг), себестоимости, величины акционерного капитала, собственного капитала, заемного капитала или совокупного капитала (в знаменателе).
. Показатели, рассчитываемые для оценки доходности продукции (работ, услуг), а также используемых ресурсов производства и затрат. Методика их расчета также базируется на применении показателей прибыли организации, прибыли от реализации работ и услуг, чистой прибыли (в числителе) и показателей совокупных затрат - себестоимости, основных средств, оборотных средств, оплаты труда, численности работников, производственных площадей и т.д.
Немного больше по теме
Проблемы и пути бюджетного регулирования экономики региона (на примере Акмолинской области)
Актуальность
темы исследования. В условиях рыночной экономики в РК роль бюджета как
распределительных денежных отношений, обеспечивающих формирование устойчивых
прямых и обратных связей хозяйственного механизма. До начала экономической и
политической реформы в Республике Казахстан системные вопросы косвенного, в том
числе бюджетного, воздействия на региональную экономику, не иссле ...