Экономическая природа прибыли в сфере услуг, ее виды, источники образования и методика анализа

Оценка внереализационных результатов производится по каждому их виду. При этом устанавливается, правильно ли они отнесены на счет предприятия и непосредственно на сч.99 «Прибыли и убытки», не было ли допущено при списании сумм на убытки нарушений действующих положений. Внереализационные убытки в значительной мере являются результатом нарушения договорной дисциплины и показывает работу организации за сохранность собственности. Внереализационные доходы и расходы от штрафов, пеней, неустоек не характеризуют качество работы предприятия, а в некоторых случаях свидетельствуют о плохой постановке учета (например, прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году). Внереализационные доходы и расходы изучаются в динамике за ряд отчетных периодов, тщательно выясняются их причины (особенно по штрафам), намечаются меры по сокращению и недопущению внереализационных убытков, штрафным санкциям, большую часть которых составляют штрафы за нарушение договорных поставок.

Кроме штрафных санкций существенное влияние на снижение прибыли оказывают непроизводственные расходы. Поэтому при их анализе целесообразно изучать следующие показатели: потери от брака, непроизводственные расходы, отнесенные на себестоимость продукции и т.п.

Важное место в процессе исследования финансовых результатов занимает факторный анализ прибыли от реализации, цель проведения которого состоит в определении резервов роста прибыли.

Традиционная методика факторного анализа прибыли от реализации продукции (товаров, услуг) основана на применении следующей формулы

ПР = В × (УВП - УР) /100, (1.2)

где ПР - прибыль от реализации продукции (товаров, услуг);

В - выручка от реализации;

УВП - уровень валовой прибыли;

УР - уровень расходов на реализацию продукции (товаров, услуг).

Расчет влияния изменения производительности труда, фондоотдачи, оборачиваемости оборотных средств на сумму от реализации производится через умножение прироста товарооборота за счет изменения указанных показателей на базисный уровень прибыли от реализации и делением полученного результата на 100 [34, с.489].

Для расчета влияния используются следующие алгоритмы расчетов.

Влияние изменения производительности труда на сумму прибыли (∆ ППТ):

∆ ПР = (ПТФ. - ПТБ,) × ЧФ × RБ:100, (1.3)

где ПТФ, ПТБ - производительность труда торговых работников соответственно отчетного и базового года, млн р.

ЧФ - фактическая среднесписочная численность работников, чел.

Влияние изменения фондоотдачи на сумму прибыли (∆ ПФО):

∆ ПФО = (ФОФ. - ФО.Б,) × ОФФ × RБ:100, (1.4)

где ФОФ, ФОБ - фондоотдача основных средств соответственно отчетного и базового года, млн р.

ОФФ - фактическая среднегодовая стоимость основных средств, млн р.

Влияние изменения коэффициента оборачиваемости оборотных средств на сумму прибыли (∆ ПКО):

∆ ПК.О = (КОФ. - КОБ,) × ОСФ × RБ:100, (1.5)

где КОФ, КОБ - коэффициент оборачиваемости оборотных средств соответственно отчетного и базового года, раз; ОСФ - фактическая среднегодовая стоимость оборотных средств, млн р.

Если в организации показатели объема реализации продукции отчетного года не пересчитываются по себестоимости и оптовым ценам базисного года, то факторный анализ прибыли от реализации продукции можно осуществлять по трехфакторной модели, предложенной Э.А. Маркарьяном и Г.П. Герасименко [16, с.116].

Здесь представлен формализованный расчет прибыли в следующем виде:

влияние изменения объема реализации продукции (работ, услуг) определяется по формулам:

∆ П = П0 × (К2 - 1), (1.6)

С1

К2 = ¾¾¾, (1.7)

С0

где П0 - прибыль от реализации продукции базисного периода, млн р.

С1, С0 - себестоимость реализованной продукции соответственно отчетного и базисного периодов, млн р.

влияние изменения структуры и ассортимента реализованной продукции (работ, услуг) определяется по формуле:

∆ ПС = По × (К3 - К2), (1.8)

Q1

К3 = ¾¾¾, (1.9)

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8

Немного больше по теме

Поведение фирмы в условиях олигополии
Изучаемая мной работа посвящена теме «Поведение фирмы в условиях олигополии». Проблема данного исследования актуальна в современных условиях и подтверждает частое исследование поднятых вопросов. Для олигополии как отраслевой рыночной структуры характерны высокая степень концентрации и вытекающая из нее немногочисленность крупных производителей (продавцов), между которыми, всле ...