Экономическая природа прибыли в сфере услуг, ее виды, источники образования и методика анализа

Организациям рекомендовано создавать из чистой прибыли следующие фонды [15, с.13]:

фонд развития производства (образованный);

фонд социального развития;

фонд пополнения собственных оборотных средств (для торговых организаций);

резервный фонд и пр.

Для повышения эффективности производства очень важно, чтобы при распределении прибыли была достигнута оптимальность в удовлетворении интересов государства, предприятия и работников. Государство заинтересовано получить как можно больше прибыли в бюджет, руководство организации стремится направить большую сумму прибыли на расширенное воспроизводство, работники заинтересованы в повышении оплаты труда.

Однако если государство облагает организацию очень высокими налогами, то это не стимулирует развитие производства, в связи, с чем сокращается объем производства продукции (работ и услуг), и, как результат, поступление средств в бюджет. То же может произойти, если всю сумму прибыли использовать на материальное стимулирование работников организации. В этом случае в перспективе уменьшится производство продукции, так как не будут обновляться основные производственные средства, сократятся собственные оборотные средства, что в конечном итоге приведет к снижению жизненного уровня работников, сокращению рабочих мест. Если же уменьшается доля прибыли на материальное стимулирование труда, то это в свою очередь приведет к снижению материальной заинтересованности работников и к снижению эффективности производства. Поэтому на каждом предприятии должен быть найден оптимальный вариант распределения и использования прибыли.

По источникам формирования прибыли в разрезе основных видов деятельности организации выделяют прибыль от операционной (текущей), инвестиционной и финансовой деятельности.

Операционная прибыль является результатом операционной (производственно-сбытовой или основной для данного предприятия) деятельности. Что касается инвестиционной деятельности, то ее результаты отражены в виде доходов от участия в совместных предприятиях, от владения ценными бумагами и от депозитных вкладов, от реализации имущества (такая реализация активов носит характер дезинвестиций и является предметом инвестиционной деятельности предприятия).

Прибыль от финансовой деятельности обеспечивается внешними источниками финансирования (привлечение дополнительного акционерного или паевого капитала, эмиссия облигаций или других долговых ценных бумаг, привлечение кредита в различных его формах, а также обслуживание привлеченного капитала путем выплаты дивидендов и процентов и погашения обязательств по основному долгу). Такое содержание денежных потоков не может сформировать прямо прибыль предприятия, так как, в конечном счете, возвращать всегда приходится больше денежных средств, чем получено. Вместе с тем, в процессе финансовой деятельности как собственный, так и заемный капитал, привлеченный из внешних источников, может быть получен на более или менее выгодных для предприятия условиях, что соответственно отразится на результатах операционной или инвестиционной прибыли.

По составу элементов, формирующих прибыль, различают маржинальную, валовую (балансовую) и чистую прибыль предприятия. Под этими терминами понимают обычно различную степень "очистки" полученных организацией чистых доходов от понесенных ее в процессе хозяйственной деятельности затрат.

Так, маржинальная прибыль характеризует сумму чистого дохода от операционной деятельности (валового дохода предприятия от этой деятельности, уменьшенного на сумму налоговых платежей за счет него) за вычетом суммы переменных затрат. Валовая прибыль характеризует сумму чистого дохода от операционной деятельности за вычетом всех операционных расходов, как постоянных, так и переменных (балансовая прибыль соответственно представляет собой разницу между всей суммой чистого дохода предприятия и всей суммой его текущих затрат). Чистая прибыль характеризует сумму балансовой (или валовой) прибыли, уменьшенную на сумму налоговых платежей за счет нее.

По характеру налогообложения прибыли выделяют налогооблагаемую и не облагаемую налогом ее части. Такое деление прибыли играет важную роль в формировании налоговой политики предприятия, так как позволяет оценивать хозяйственные альтернативные операции с позиций конечного их эффекта.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Немного больше по теме

Последствия олигополистической конкуренции
олигополистический конкуренция экономический рынок На современном этапе такая модель рынка как олигополистическая конкуренция заслуживает пристального внимания со стороны учёных и широкой общественности, так как эта модель рынка постепенно образует ядро современной структуры рынков (в большинстве основных отраслей промышленности, за исключением новейших), имеющее перспективы к дальн ...