Методика анализа, планирования и факторы, влияющие на прибыль и рентабельность организации

Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.

Для осуществления анализа находят сумму прибыли при фактическом объеме продаж и плановой величине остальных факторов. В первую очередь рассчитывается процент выполнения плана по объему продаж продукции, а затем плановую сумму прибыли корректируют на этот процент. Выполнение плана по объему продаж исчисляют сопоставлением фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция однородна), условно-натуральном и в стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу), для чего желательно использовать базовый (плановый) уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, нежели выручка [3, с.131-134].

Определение возможной прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при плановой себестоимости и плановых ценах осуществляют вычитанием от условной выручки условной суммы затрат.

Для расчета возможной прибыли при фактическом объеме продаж от фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат.

Если организация производит неоднородные виды продукции, тогда структура реализованной продукции определяется отношением каждого вида продукции в оценке по плановой себестоимости к общему объему продаж продукции в той же оценке.

Выполнение плана и динамика прибыли от реализации отдельных видов продукции, зависят от трех факторов первого порядка: объема продажи продукции, себестоимости и среднереализационных цен.

Среднереализационная цена единицы продукции рассчитывается путем деления выручки от реализации изделия на объем продаж. На изменение ее уровня влияют следующие факторы [22, с.13-14]: качество реализуемой продукции; рынки сбыта; конъюнктура рынка; инфляционные процессы.

Качество товарной продукции - один из основных факторов, от его зависит уровень средней цены реализации, влияние на ценовой фактор прямое. Расчет влияния сортности продукции на изменение средней цены можно выполнить способом абсолютных разниц. Для этого отклонение фактического удельного веса от планового по каждому сорту умножаем на плановую цену единицы продукции соответствующего сорта, результаты суммируем и делим на 100. По такой же методике рассчитывается изменение средней цены реализации в зависимости от рынков сбыта продукции. Если на протяжении года отпускные цены на продукцию изменились по сравнению с плановыми в связи с инфляцией, то по каждому виду продукции изменение цены умножается на объем ее реализации по новым ценам и делится на общее количество реализованной продукции за отчетный период.[4, c.178]

Выполнение плана по прибыли так же зависит от финансовых результатов деятельности, не связанных с реализацией продукции (финансовые результаты от операционных, внереализационных операций и чрезвычайных обстоятельств). Анализ служит для принятия управленческих решений и сводится в основном к изучению динамики и причин полученных убытков и прибыли по каждому конкретному случаю. Убытки от выплаты штрафов возникают в связи с нарушением отдельными службами договоров с другими организациями, организациями и учреждениями. При анализе устанавливаются причины невыполненных обязательств, принимаются меры для предотвращения допущенных ошибок.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Немного больше по теме

Повышение экономической эффективности использования материально-технической базы предприятия
Теоретические основы эффективности использования материально-технической базы предприятия материальный фонд производство инструмент ...