Развитие корпоративных и кластерных формирований в аграрном секторе экономики Украины

На отдельное внимание среди сверхкрупных компаний заслуживает ПАО «Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины». Это предприятие было образовано согласно постановления Кабинета Министров Украины № 764 от 11.08.2010 г. «О мероприятиях по образованию государственного предприятия «Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины» путем объединения 44 государственных предприятий ГАК «Хлеб Украины», которые подлежали ликвидации. В связи с тем, что новообразованная структура была целостной и, по сути, не отвечала характеристикам корпорации, которые закреплены в статье 120 Хозяйственного Кодекса Украины, приказом Министерства аграрной политики и продовольствия Украины № 634 от 17.11.2011 г. путем преобразования государственного предприятия «Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины» было создано публичное акционерное общество с таким же названием. Согласно открытой информации, корпорация имеет в своем составе 2 портовых элеватора, 24 линейных элеваторов, 18 комбинатов хлебопродуктов и около 150 тыс. га арендованных земель сельхозназначения. В стратегии развития ПАО «Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины» отмечается, что предприятие сейчас находится в процессе консолидации 1 млн. га сельскохозяйственных угодий, которые находятся преимущественно в государственной собственности. Процесс консолидации планируется завершить к 2014 г. Что же касается основного источника формирования дохода, то, как отмечается в Зеркале недели: «Суть бизнеса для корпорации состоит в экспорте зерновых культур (пшеница, ячмень, кукуруза). Мы прогнозируем увеличение экспортных мощностей компании на 2,86 млн. т каждый год, что эквивалентно чистой прибыли 620 млн. долларов; через три года - 10,53 млн. т каждый год, что равняется чистой прибыли 2,43 млрд. долларов» [75]. Таким образом, государственная корпорация как и другие агрохолдинги, ориентирована преимущественно на производство и экспорт высоколиквидной сельскохозяйственной продукции.

В целом же, сравнительно с сельхозпредприятиями Украины, крупные агропромышленные компании значительно лучше обеспечены основными и оборотными средствами, имеют более высокие показатели экономической эффективности (табл. 5.1).

Таблица 5.1 - Фондообеспеченность и эффективность деятельности отдельных агрохолдингов Украины в 2009-2010 гг.

Название предприятия

Из расчета на 100 га сельхозугодий, тыс. грн.

Уровень рентабельности, убыточности (-) реализации продукции (работ, услуг), %

основные средства (на конец года)

оборотные активы (на конец года)

прибыль, убыток (-) от реализации продукции (работ, услуг)

2009 г.

2010 г.

2009 г.

2010 г.

2009 г.

2010 г.

2009 г.

2010 г.

ПАО «Мироновский хлебопродукт»

2745,4

2111,3

1848,2

2038,0

916,9

747,0

42,4

38,7

ООО «Кернел-Капитал»

1974,7

1625,9

3369,2

2568,1

2820,9

1334,3

43,4

43,8

ООО «Рамбурс-трайгон»

1828,7

2223,8

1215,6

793,6

-808,4

-785,7

-32,2

-32,3

ЧАО «Индустриаль-ная молочная компания»

1075,2

1128,2

626,3

585,7

17,6

132,5

4,4

22,3

ООО Фирма «Астарта-Киев»

619,7

703,6

631,9

952,8

254,7

457,4

51,1

71,2

ООО «Лэндком»

426,6

384,7

107,1

252,8

-77,3

-23,7

-33,5

-11,6

ЧАО «Сельскохозяй-ственная производственная фирма «Агротон»

207,0

201,1

432,2

500,4

-4,8

3,9

-1,7

1,3

ООО «Группа ком-паний «Мрия Агро»

168,5

652,1

844,5

1363,6

163,8

61,1

44,7

11,7

Agrogeneration

133,0

226,9

200,3

379,9

6,0

-45,1

6,4

-10,8

ООО «Укрзернопром Агро»

84,2

90,3

204,9

383,4

18,6

63,3

10,1

27,8

НПФ «Синтал’Д» ООО

65,4

140,9

345,7

388,1

4,1

91,3

1,8

34,4

В среднем по группе предприятий

318,7

411,9

354,8

518,6

140,0

157,5

33,0

33,6

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Немного больше по теме

Принцип невидимой руки рынка и государственное регулирование рыночной экономики
Невидимая рука рынка - метафора, предложенная шотландским экономистом XVIII века Адамом Смитом для обозначения объективного рыночного механизма, который координирует решения производителей, продавцов и потребителей. Каждый производитель преследует собственную выгоду, но путь к ней лежит через удовлетворение чьей-либо потребности. Совокупность производителей, как будто движимая не ...