Развитие корпоративных и кластерных формирований в аграрном секторе экономики Украины

Появление и массовое распространение в Украине сверхкрупных промышленно-аграрных компаний, которые стремятся монополизировать рынок и достичь конкурентных преимуществ за счет диверсификации бизнеса и вертикальной агропромышленной интеграции, выдвигает проблемы их идентификации, исследование причин возникновения, механизмов деятельности, влияния на национальную экономику в целом, методов государственного регулирующего влияния и т.п.

Проведенный анализ свидетельствует, что экспансия промышленного и иностранного капитала в отечественный агробизнес не является случайной. После распада СССР и обретением независимости Украины был провозглашен курс на переход от планово-административной системы к рыночной экономике. Этот процесс в начале 90-х гг. осуществлялся путем разгосударствления и приватизации, формирования различных укладов на селе. Так, Земельным Кодексом УССР (№ 561-XII от 18.12.1990 г.) земля признавалась собственностью народа Украины и могла передаваться в постоянное и временное пользование гражданам и предприятиям разных форм хозяйствования, в том числе и на условиях аренды. Механизмы передачи земель из государственной в частную и коллективную собственности, а также в пользование предприятий и организаций с целью создания равноправного развития всех форм хозяйствования на селе, были определены и законодательно закреплены Постановлением Верховного Совета УССР «О земельной реформе» (№ 563-XII от 18.12.1990 г.).

Процессы экономического реформирования собственности активизировались после принятия Закона Украины «О собственности» (№ 697-XII от 07.02.1991 г.), которым устанавливались три равноправные формы собственности: частная, государственная и коллективная. На этой основе со временем был принят Закон Украины «О формах собственности на землю» (№ 2073-XII от 30.01.1992 г.), который распространял их и на земельный фонд государства.

Отношения предпринимательской деятельности того времени регулировались большей частью Гражданским кодексом УССР и Законом Украины «О предприятиях в Украине» («О предприятиях в Украинской ССР», № 887-XII от 27.03.1991 г.), которым определялись такие виды предприятий как: индивидуальные, семейные, частные, коллективные, государственные, государственные коммунальные, совместные, в том числе и с иностранными инвестициями. Этим же Законом закреплялись и формы объединения предприятий типа ассоциаций, корпораций, консорциумов и концернов.

Механизм разгосударствления и приватизации осуществлялся на основе соответствующих принципов, форм и способов реформирования собственности, которые были определены Законом Украины «О приватизации имущества государственных предприятий» (№ 2163-XII от 04.03.1992 г.). Способами приватизации имущества были продажа на аукционах с использованием имущественных сертификатов или путем акционирования, а также выкуп имущества государственного предприятия. Особенности приватизации имущества в АПК были дополнительно урегулированы Декретом Кабинета Министров Украины «Об особенностях приватизации имущества в агропромышленном комплексе» (№ 51-93 от 17.05.1993 г.), которым определялось, что приватизация предприятий пищевой промышленности, которые перерабатывают сельхозпродукцию, осуществляется путем их трансформации в ОАО, совхозов - в КСП, сельхозпредприятий со смешанной формой собственности - в ОАО.

В развитие земельного законодательства Кабинетом Министров Украины 26.12.1992 г. был выдан Декрет «О приватизации земельных участков», пунктом 4 которого было провозглашено, что граждане Украины имеют право продавать или другим образом отчуждать земельные участки без изменения их целевого назначения. Практическое воплощение и ускорение процессов приватизации земли происходило согласно Указу Президента Украины «О неотложных мероприятиях по ускорению земельной реформы в сфере сельскохозяйственного производства» (№ 666/94 от 10.11.1994 г.).

В конце 90-х гг. ХХ ст. процесс массового разгосударствления фактически завершился, а накопленный капитал начал возвращаться в Украину, в том числе и из оффшорных зон. В результате этого образовались сверхкрупные финансово-промышленные и промышленно-финансовые группы, начался процесс передела экономического и финансового пространства государства. В это же время определенные компании начали рассматривать агропромышленный комплекс как свободную рыночную нишу.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Немного больше по теме

Последствия безработицы и основные направления ее регулирования
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современных условиях занятость и труд, качество и состояние экономически активного населения являются важнейшими факторами устойчивого поступательного движения экономики. Показатели занятости и безработицы входят в число ключевых макроэкономических показателей, на основании которых оцениваются существующие тенденции и перспективы ро ...