Стратегические направления развития перерабатывающих предприятий
Принимая во внимание большой вклад пищевой и перерабатывающей промышленности в экономику страны и решение демографических проблем, государственная поддержка должна быть оптимизирована с учетом макроэкономических показателей развития страны. Переход к инновационному типу развития предполагает включение новых факторов экономического роста, отвечающих вызовам долгосрочного периода. Действие этих факторов обеспечит выход российской пищевой и перерабатывающей промышленности на траекторию устойчивого роста в диапазоне 3,5 - 5 процентов в год.
Особенность перехода к инновационному типу развития состоит в том, чтобы в условиях глобальной конкуренции достичь уровня развитых стран по показателям эффективности производства, возможного в условиях модернизации технической базы промышленности, приоритетного развития отраслей, ориентированных на выпуск социально значимых продуктов питания, обеспечения опережающего развития отраслей, позволяющих в максимальной степени реализовать российские конкурентные преимущества. Такой подход требует реализации комплекса взаимосвязанных по ресурсам, срокам и этапам преобразований.
Инновационное развитие пищевой и перерабатывающей промышленности в 2013 - 2020 годах предполагается осуществить в 2 этапа, обусловленных развитием агропромышленного комплекса и возможностью привлечения инвестиций в модернизацию промышленности, а также выделения бюджетных средств на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. [65]
Последовательность решаемых задач будет определяться рядом факторов, оказывающих влияние на развитие отраслей промышленности. В среднесрочной перспективе к основным факторам следует отнести:
формирование Таможенного союза и Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС);
вступление России во Всемирную торговую организацию и связанная с этим дальнейшая либерализация агропродовольственного рынка;
бюджетные ограничения по оказанию отраслям пищевой и перерабатывающей промышленности государственной поддержки;
ужесточение контроля за соблюдением требований в области охраны окружающей среды;
ожидаемая новая технологическая инновационная волна в ведущих странах мира, связанная с внедрением новых технологий, позволяющих использовать при переработке нетрадиционные виды сырья и вырабатывать продукцию с заданными параметрами.
В этих условиях в первые 4 года (2013 - 2016 годы) должны решаться следующие задачи:
расширение конкурентных преимуществ быстроокупаемых отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности, выпускающих социально значимую продукцию и требующих больших капитальных затрат;
создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения сторонних инвестиций и налаживания сотрудничества по осуществлению взаимных инвестиций в рамках ЕврАзЭС, формирование экономических институтов, стимулирующих предпринимательскую и инвестиционную активность;
гармонизация законодательной и правоприменительной практики со странами ЕврАзЭС, стандартов отдельных стран с международными стандартами серии ИСО, разработка стандартов в области охраны окружающей среды;
создание эффективной системы утилизации отходов производства и потребления;
обеспечение системы подготовки кадров среднего и низшего звена, способных управлять современными технологическими процессами.
Решение этих задач создаст основу для начала перехода к новому технологическому укладу с использованием ресурсосберегающих био- и нанотехнологий, расширению диверсификации производства и соблюдению новых требований законодательства Российской Федерации в области экологии. [69]
Немного больше по теме
Приграничный агропромышленный регион предпосылки и перспективы экономической интеграции
Глобализация и интернационализация производства, углубление
общественного разделения труда делают традиционную политику поддержки свободной
конкуренции в отдельно взятой стране малоэффективной. Эта тенденция
обусловливает необходимость поиска таких форм взаимодействия, которые
обеспечили бы развитие отдельных стран как в различного рода региональных
союзах, так и в рамках крупном ...