Вопросы совершенствования межбюджетных отношений как важнейший фактор развития региональной экономики

Следует отметить, что в Казахстане в настоящее время не существует общепринятой методологии исчисления налоговой нагрузки. Поэтому отсутствует официальная статистика этого показателя, имеются лишь разрозненные измерители, которые в косвенной форме могут давать представление о налоговом бремени. В этой связи автор предлагает использовать наряду с ВРП фонд оплаты труда в качестве базы для исчисления налоговой нагрузки на микроуровне. Достоинства данной методологии заключаются в том, что она позволяет определить налоговую нагрузку конкретных предприятий и индивидуально подходить при проведении налоговой политики регулирования роста производства н расходов на оплату труда. [46,с.35].

Одним из важнейших секторов региональной экономики Акмолинской области является сельское хозяйство, которое, в силу наличия ряда специфических особенностей, нуждается в постоянной государственной поддержке и регулировании. Однако из-за отсутствия в Казахстане и в области в достаточной мере регулируемой государством бюджетной и налоговой политики в сельскохозяйственном производстве сложилась критическая ситуация.

Его кризисное положение существенно повлияло на производственный спрос, а следовательно, на отрасли промышленности, связанные с сельским хозяйством. Естественно, что в этих условиях значительно сократился спрос па продукцию сельскохозяйственного машиностроения и других смежных отраслей экономики. Основная причина такого положения заключается, естественно, не в отсутствии в Казахстане необходимых природных, материальных и людских ресурсов, а в отсутствии эффективной государственной политики регулирования и стимулирования агропромышленного комплекса, в резком снижении бюджетных инвестиций в сельское хозяйство[47,с.5].

Объективная специфика положения сельского хозяйства в современной экономике требует особого подхода к решению его проблем. В отличие от Казахстана, всё большую поддержку встречает в США и в других развитых странах тезис, что сельскому хозяйству как основе социально-экономической стабильности общества и продовольственного обеспечения населения, должны быть созданы особые условия для развития. Именно поэтому усиливается государственная вовлечённость в дела сельского хозяйства путём бюджетных капиталовложений в эту сферу, стабилизации цен и доходов фермеров и др.

Как нам представляется, для развития сельского хозяйства необходимо в первую очередь упорядочить и поставить на объективную основу субсидирование сельскохозяйственных предприятий за счёт средств федерального, регионального (областного) и местного бюджетов. Субсидии должны выплачиваться, прежде всего, таким хозяйствам АПК, где наиболее высока их отдача. Критериями эффективности селективной бюджетной поддержки являются уровень рентабельности и использования ресурсного потенциала. Механизм выделения субсидий должен быть основан на системе прогрессивных возрастающих ставок (объёмов) в зависимости от итогов предыдущего года по объёму реализации продукции и эффективных порогов продуктивности (рентабельности) скота и птицы[52,с.12].

Кроме того, считаем целесообразным использовать систему показателей, характеризующих степень бюджетного воздействия государства и местных органов самоуправления на сельское хозяйство. К таким показателям можно отнести абсолютный и относительный размеры бюджетных расходов на нужды сельского хозяйства; величина субсидии, приходящаяся на среднестатистическое фермерское (крестьянское) хозяйство и сельскохозяйственное предприятие; удельный вес бюджетных средств в стоимости продаж сельскохозяйственной продукции; удельный вес бюджетных средств в чистом доходе (прибыли) хозяйствующих субъектов; соотношение налоговых платежей в бюджет и ассигнований из бюджета на финансирование сельского хозяйства[55,с.42].

Перейти на страницу: 4 5 6 7 8 9 10

Немного больше по теме

Проблемы трудоустройства молодежи в Амурской области
Развитие любого муниципального образования напрямую зависит от профессиональной подготовленности и возможности трудоустройства его жителей. Более того, кадровый потенциал должен постоянно обновляться за счет максимального привлечения к трудовой деятельности молодежи. Но ее низкая конкурентоспособность на рынке труда, связанная с отсутствием как жизненного, так и профессионального ...