Вопросы совершенствования межбюджетных отношений как важнейший фактор развития региональной экономики

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Необходимость в устойчивом социально-экономическом развитии Республики Казахстан потребовала коренной переоценки сложившихся взглядов и подходов к использованию различных форм и методов государственного регулирования территориальных воспроизводственных процессов, в числе которых бюджет является важнейшим и универсальным регулирующим инструментом. Формирование эффективного механизма бюджетного регулирования экономики позволит не только сгладить отрицательные последствия перехода на рыночные отношения, но и способствовать нормализации и развитию финансово-хозяйственных, перераспределительных отношений на макро- и микроуровне, выравниванию территориальных социально-экономических диспропорций. [43,с.12].

В условиях перехода к рынку роль бюджета значительно повышается, он является не только единственным плановым документом, утверждаемым как закон, но и основой, вокруг которой становится возможным организовать финансово-экономическое хозяйство в целом. Выполняя активную роль в рыночном механизме, бюджет служит одним из важнейших экономических рычагов в деле стабилизации и развития корпоративных финансов, а также экономики регионов. С помощью бюджета государственные и муниципальные органы власти, осуществляя перераспределение части ВВП, изменяют структуру общественного воспроизводства, поддерживают макроэкономическое равновесие, осуществляют социальные преобразования. Организационной формой функционирования бюджета любой страны является бюджетная система. [44,с.12].

В бюджетном регулировании экономики регионов одинаково важны как платежи (налоговые и неналоговые) в бюджет, так и бюджетное финансирование. Однако это не означает, что они выполняют одинаковую функцию. Налоговые и другие платежи в бюджет нацелены в основном на регулирование собственной финансовой базы субъектов хозяйствования за счёт использования различных налоговых регуляторов (ставок, льгот, сроков платежа, санкций и т. д.), и, следовательно, влияют лишь на уровень финансовых ресурсов, остающихся в их распоряжении. Расходы бюджета выполняют иную функцию, - увеличивают финансовые возможности юридических и физических лиц, а также региональных и местных органов власти и управления (при выделении финансовой помощи из федерального бюджета).

При увеличении нагрузки по налогу на прибыль у предприятия усиливается стремление скрыть реальный размер прибыли с целью занижения налоговой базы, перевести прибыль в другие формы. В этой связи автор считает целесообразным тяжесть налогового бремени перенести в сторону имущественных и ресурсных налогов. Хотя источником их уплаты остаётся прибыль предприятия, но при этом теряется смысл в её сокрытии, поскольку для имущественных налогов базой налогообложения является стоимость имущества, а для ресурсных - объём (в натуральном или денежном выражении) добычи полезных ископаемых. Построение эффективной системы имущественных налогов и ресурсно-рентных платежей позволит стимулировать перелив капитала в производственную сферу, провести структурную перестройку региональной экономики. Кроме того, в определённых пределах они гарантируют стабильность поступлений доходов в бюджет вне зависимости от результатов деятельности предприятия.

Общеизвестно, что снижение налога на прибыль приводит к увеличению потенциальных возможностей инвестирования и экономического роста, уменьшение налогообложения заработной платы - к изменению некоторых макроэкономических пропорций: стимулирует предприятия увеличивать долю живого труда в себестоимости продукции и создавать дополнительные рабочие места, а также увеличивает возможности роста заработной платы. Эта одна из острейших проблем современной России, без скорейшего решения которой невозможны никакие структурные реформы в экономике. Выход из сложившейся ситуации представляется в первую очередь в снижении налоговых платежей от (из) фонда оплаты труда. В этом случае работодатель потеряет причины сдерживать рост зарплаты на своём предприятии[45,с.7].

Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 9 10

Немного больше по теме

Планирование цен и организация ценообразования на предприятии
Одним из наиболее существенных факторов, определяющих эффективность деятельности предприятия, является ценовая политика на товарных рынках. Цены обеспечивают предприятию запланированную прибыль, конкурентоспособность продукции, спрос на нее. Через цены реализуются конечные коммерческие цели, определяется эффективность деятельности всех звеньев производственно-сбытовой структуры пр ...