Вопросы совершенствования межбюджетных отношений как важнейший фактор развития региональной экономики

Использование предложенных показателей при проведении бюджетного и экономического анализа позволит получить всестороннюю, объективную картину о степени участия государства в финансировании производителей сельскохозяйственной продукции и, на этой основе, выработать долгосрочный курс правительства по регулированию и стимулированию развития сельского хозяйства, более эффективному использованию бюджета как активного инструмента экономической политики. Через возрождения сельского хозяйства, его ведущих отраслей (растениеводства и животноводства) откроются новые импульсы для развития экономики регионов, улучшения социальной сферы.

Одним из важнейших направлений современной бюджетной политики является быстрейшее решение проблем бюджетного федерализма и межбюджетных отношений в свете практической реализации прав и полномочий территорий, предусмотренных Конституцией РК и другими законодательными актами. Вместе с тем, внедрению новых принципов формирования межбюджетных отношений должна предшествовать работа по чёткому распределению видов расходов между федеральными, региональными и местными бюджетами, разграничению предметов ведения и полномочий между Республикой, областными и муниципальными бюджетами. В свою очередь принципам современного бюджетного устройства РК в значительно большей степени будет отвечать такое разграничение доходов между бюджетами разных уровней, при котором заметно снизится доля регулирующих доходов в консолидированных бюджетах субъектов Республики и соответственно увеличится уровень закреплённых доходов за каждым бюджетным уровнем, что приведёт к усилению заинтересованности регионов в сборе налогов и наращивании доходной базы, а также к гармонизации межбюджетных отношений[57,с.22].

Таким образом, в условиях перехода к рыночной экономике бюджет связан посредством налоговых и неналоговых доходов и бюджетного финансирования практически со всеми субъектами хозяйствования, с их финансовыми планами, и производственными показателями, оказывая существенное воздействие на формирование последних. Усиление роли бюджета связано с тем, что он:

• способствует развитию производительных сил и структурной реформы экономики посредством налогообложения и финансирования инвестиций в различные отрасли народного хозяйства и регионы страны;

• отличается широкой сферой влияния, так как бюджетные отношения пронизывают все стороны территориального воспроизводственного процесса;

• выступает в качестве основного финансового плана государства и местных органов самоуправления, в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения которого производится корректировка программ социально-экономического развития соответствующих территорий на предстоящий бюджетный год, финансовых планов и прогнозов предприятий, методов их хозяйствования;

• выделяется высокой степенью действенности, обусловленной перераспределительной природой бюджета как экономической категории и целевым характером использования бюджетных средств;

• является гибким инструментом проведения экономической политики государства, так как бюджетные методы управления экономикой формируются не как заданная раз и навсегда система рычагов, а представляет собой динамичную, постоянно развивающуюся их совокупность, преобразующуюся в соответствии с изменением целей и задач территориального социально-экономического развития страны.

Перейти на страницу: 5 6 7 8 9 10 

Немного больше по теме

Политика занятости
В работе затрагиваются кейнсианская и неоклассическая теории занятости, а так же дерегулирование рынка. Актуальность рассматриваемых вопросов обусловлена тем, что рынок труда является важнейшим элементом рыночного механизма функционирования экономики. Это сфера, ситуация в которой оказывает прямое влияние на большинство домашних хозяйств. Поэтому регулирование рынка труда, полити ...