Вопросы совершенствования межбюджетных отношений как важнейший фактор развития региональной экономики

наряду с этим вносятся изменения и дополнения в Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» в части ужесточения существующих мер и персональной ответственности государственных учреждений и их руководителей путем увеличения размеров налагаемых штрафов.

В целом, совместными действиями Правительства и Национального Банка удается обеспечить стабильную макроэкономическую ситуацию в стране, с учетом накопленных в Национальном фонде средств наблюдается профицит бюджета, платежный баланс сбалансирован, уровень безработицы имеет тенденцию постепенного снижения, инфляция находится на контролируемом уровне.

Наряду с этим находится на рассмотрении в Парламенте законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения», предусматривающий совершенствование налогового администрирования, ликвидацию норм, способствующих коррупции, и прочих мер, направленных на упрощение административных процедур [86,с.23].

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭРС) разработала критерии оценки финансовой самостоятельности местных органов власти. Все налоговые доходы разделены на несколько групп в зависимости от того, какие права по их регулированию имеют муниципалитеты:

(а) - право устанавливать ставки налогов и налоговую базу;

(b) - право устанавливать только налоговые ставки;

(с) - право устанавливать только налоговую базу;

(d.1) - ставки расщепления налоговых доходов установлены на долговременной основе;

(d.2) - расщепление налогов может быть изменено только с согласия субфедеральных органов власти;

(d.3) - закрепленное в законодательстве расщепление налогов может быть в одностороннем порядке изменено центральным правительством;

(d. 4) - пропорции расщепления налоговых доходов определяются ежегодно центральным правительством в ходе разработки бюджета;

(е) - центральное правительство определяет налоговые ставки и налоговую базу субфедеральных налогов.

Для сравнения, ниже приводятся данные по странам Восточной Европы, Балтии и США (в ячейке «Тип налога» приводятся данные по доли доходов, поступающих в рамках соответствующих налоговых режимов из ) (см.табл. 19).

Таблица 19 - Структура налоговых доходов по критериям налоговой автономии, %

Страны

Доля местных налогов в налоговых доходах

Тип налога

а

b

с

d.1

d.2

d.3

d.4

е

Чехия

11,1

2,7%

5,6%

-

-

-

91,7%

-

Венгрия

10,4

-

49,2%

-

-

-

-

50,8%

Польша

8,3

-

41,9%

0,6%

-

-

57,6%

-

-

Эстония

16,2

-

9,2%

-

-

-

90,8%

-

Латвия

17,1

-

-

-

-

-

-

100%

Литва

22,0

-

-

-

-

-

-

100%

США

20,0

-

95%

-

5%

-

-

-

Россия (2003 г.)

12,8

-

8,9%

-

6,9%

-

-

84,2%

-

Россия (2006 г.)

8,7

-

21%

-

79%

-

-

-

-

Казахстан

10%

-

5%

-

68%

-

да

да

Примечание: составлено автором на основе Программ стажировок LGI/OSI в области государственной политики для русскоязычных экспертов 2008-2009

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Немного больше по теме

Платежный баланс Республики Беларусь
Платежный баланс страны: теоретические аспекты ...