Бюджетная поддержка развития региона

Стратегическое планирование является новым для многих сельских территорий Казахстана инструментом достижения целей местного развития.

Сельский районный округ представляет собой сложную систему, существующую в условиях нестабильности внешней среды. Для рационального и эффективного управления ресурсами территории и одновременного достижения желаемого уровня социально-экономического развития необходим стратегический план действий, позволяющий реализовать как первоочередные, так и долгосрочные направления развития. Он касается множества проблем, акцентирует внимание на оптимальном удовлетворении потребностей местного сообщества, содействует достижению общественного согласия. При его отсутствии развитие территории будет хаотичным, а управление превратится в реагирование на изменение внешних и внутренних факторов, каковым оно является в настоящее время[56,с.5].

Стратегическое планирование появилось в Европе и США. Его методами стали пользоваться государственные органы управления с начала 70-х годов при разработке, планировании и реализации комплексных социально-экономических программ развития на основе наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов. Стратегическое планирование на уровне сельского районного образования - это систематический процесс, с помощью которого местные сообщества (при участии всех заинтересованных лиц) создают картину своего будущего, исходя из местных ресурсов, внешних и внутренних условий и определяют этапы и мероприятия достижения намеченных целей.

Стратегический план развития можно рассматривать как представленное в документах отражение желаемого будущего состояния экономической и социальной структуры региона (цели) и способы использования имеющихся и реально возможных ресурсов для достижения этого.

Стратегическое планирование предусматривает: согласование групповых интересов в обществе; идентификацию проблем и потенциалов развития территории, а также иных имеющихся ресурсов; определение целей и задач развития; разработку подходов и направлений долгосрочного развития на основе выбора вариантов наиболее эффективного использования потенциалов и ресурсов; формирование программ и проектов[57,с.2].

Стратегическое планирование развития служит следующим целям: идентификации сильных и слабых сторон, а также индивидуальных особенностей объекта планирования (района, региона); установления приоритетов экономического и социального развития; ориентации текущих решений на долгосрочные стратегические цели; привлечению инвестиций в экономику района, региона. Следует обратить внимание на то, что стратегический план не является законом или указом, обязательным для соблюдения акиматом, предпринимателями и гражданами. Стратегический план обязателен настолько, насколько акимат считает его основой своей экономической политики.

Грамотно разработанный стратегический план является основой для осуществления более подробных планов на каждый год. При этом следует иметь в виду, что стратегический план не представляет собой некую гарантию выполнения предусмотренных стратегий развития, а является лишь важным инструментом, помогающим в реализации выбранных направлений развития. Он всегда основывается на сведениях, которые были известны при его разработке[58,с.9].

Внутренние и внешние условия социально-экономического развития сельского района постоянно изменяются, особенно в условиях реформирования системы самоуправления и выхода из глубокого системного кризиса сельских территорий. Поэтому стратегический план также должен систематически корректироваться и дополняться. Обычно это целесообразно осуществлять раз в год на районном уровне и не реже одного раза в два года на региональном уровне.

Разработка и реализация стратегии требует консолидации усилий всех слоев местного сообщества и установления партнерских отношений между властью, населением и бизнесом. В рамках стратегического партнерства, составляющего основу местного социально-экономического развития, каждый из участников вносит свой вклад. В разработке и осуществлении стратегического плана должны быть задействованы все основные группы участников (см.табл.6).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Немного больше по теме

Проведение анализа оплаты труда работников здравоохранения, выявление путей повышения ее эффективности
В современных рыночных отношениях правовое содержание оплаты труда определяется экономическими факторами, где функционируют два собственника: работодатель - собственник средств производства, нуждающийся в рабочей силе, и гражданин - собственник рабочей силы, нуждающийся в получении денежной суммы за ее использование. Независимо от того, кто выступает в роли работодателя - организа ...