Опыт бюджетного регулирования за рубежом
Бюджетная администрация Дж.Буша при всем своем нежелании была вынуждена решать задачи, которые никак не согласуются с традиционными целями республиканцев: предотвращение обострения социальной напряженности, реформирование социальной сферы, сокращение государственного долга, бюджетное стимулирование экономического роста как США, так и крупнейших мировых государств Европы, Азии и развивающихся стран. Некоторые страны, например, Аргентина, Турция уже испытывают острый циклический экономический и политический кризис, эффект от которого все больше отражается и на экономике США.
Вместе с тем программа государственного регулирования экономики США, предложенная Дж. Бушем не только не содержала реальных механизмов исправления потенциальных факторов развития кризиса в США, но и включала реальную опасность их еще большего обострения. Общественные интересы новой администрации крайне противоречивы и фрагментарны[41,с.24-28].
Нежелание и неспособность новой республиканской администрации объективно оценить экономическую ситуацию, в которой оказались США, и беспристрастно выработать отвечающие этой ситуации механизмы государственного регулирования экономики, возможно, приведет к глубокому кризису экономической стратегии республиканцев[42,с.29-32].
Администрация Буша использовала сокращение налогов как основной инструмент государственного регулирования экономики США, предотвращения развития стагнационных процессов. Однако, предложенная Бушем программа налогового сокращения в краткосрочной перспективе имела очень незначительный стимулирующий эффект на экономический рост США. В краткосрочной перспективе снижение налогов не приведет к значительному увеличению уровня потребительской активности населения.
Величина ожидаемого профицита федерального бюджета, доступного для осуществления объявленных задач администрацией Буша, даже в том случае, если значительно не ухудшатся условия экономического развития США, может оказаться значительно меньше величины, объявленной в прогнозах правительства и заложенной в основу бюджетных планов Буша.
Для полного осуществления поставленных планов администрация президента Буша была вынуждена либо пойти на существенное сокращение расходов федерального бюджета либо на использование средств доверительных фондов социального обеспечения и страхования для дополнительного финансирования сокращения налогов, либо вернуться к практике дефицитного финансирования экономики США. В том случае, если начнет разворачиваться система противоракетной обороны, то увеличение расходов на оборону значительно превзойдет официально объявленные администрацией границы. Это приведет либо к еще большему сокращению расходов по другим дискреционным программам, либо к общему росту дискреционных расходов и использованию профицитов доверительных фондов социальной сферы на финансирование оборонных программ, либо к возврату к практике
С высокой вероятностью можно предположить, что отсутствие у республиканцев действенных инструментов государственного регулирования экономики США, свободы их использования, и четкой стратегии макроэкономического регулирования, отвечающей текущим условиям развития США, будет причиной неспособности республиканцев предотвратить развитие циклического кризиса. Нежелание реформировать социальную сферу и нейтрализовать влияния «перегрева» экономики приведет, во-первых, к экономической дестабилизации США, снижению уровня доверия иностранных инвесторов к помещению капиталов в долговые инструменты финансовых рынков США, во-вторых, к росту социальной напряженности и назреванию национального и религиозного сепаратизма[43,с.23-24].
В этой связи, Казахстан может учитывать в процессе определения стратегии политико-экономического партнерства с США то, что для разрешения по-прежнему острых экономических и социальных противоречий будут нуждаться: в дополнительных инвестициях; высококвалифицированной рабочей силе; региональном стратегическом партнерстве для борьбы с терроризмом «государств-изгоев»; дополнительных поставках энергетического и минерального сырья по сниженным и стабильным ценам; научных разработках в области охраны окружающей среды. Кроме того, Казахстан может и должен более активно для себя использовать позитивный американский опыт государственного бюджетного планирования и регулирования для решения таких важных для Казахстана задач, как обслуживание государственного долга, развитие НТП, повышение бюджетной дисциплины и ответственности всех правительственных структур за последствия, принимаемых ими решений, снижение неэффективного использования бюджетных средств.
Немного больше по теме
Понятие и виды монополий
Необходимым
условием успешного развития производительных сил и одновременно результатом
этого процесса является, как известно, постоянный рост уровня их
обобществления. Действие данного общего экономического закона ведет к
непрерывной и все увеличивающейся концентрации и централизации капитала ,
монополизации производства. Масштабы указанного явления красноречиво
характеризуют сл ...