Опыт бюджетного регулирования за рубежом

Бюджетная администрация Дж.Буша при всем своем нежелании была вынуждена решать задачи, которые никак не согласуются с традиционными целями республиканцев: предотвращение обострения социальной напряженности, реформирование социальной сферы, сокращение государственного долга, бюджетное стимулирование экономического роста как США, так и крупнейших мировых государств Европы, Азии и развивающихся стран. Некоторые страны, например, Аргентина, Турция уже испытывают острый циклический экономический и политический кризис, эффект от которого все больше отражается и на экономике США.

Вместе с тем программа государственного регулирования экономики США, предложенная Дж. Бушем не только не содержала реальных механизмов исправления потенциальных факторов развития кризиса в США, но и включала реальную опасность их еще большего обострения. Общественные интересы новой администрации крайне противоречивы и фрагментарны[41,с.24-28].

Нежелание и неспособность новой республиканской администрации объективно оценить экономическую ситуацию, в которой оказались США, и беспристрастно выработать отвечающие этой ситуации механизмы государственного регулирования экономики, возможно, приведет к глубокому кризису экономической стратегии республиканцев[42,с.29-32].

Администрация Буша использовала сокращение налогов как основной инструмент государственного регулирования экономики США, предотвращения развития стагнационных процессов. Однако, предложенная Бушем программа налогового сокращения в краткосрочной перспективе имела очень незначительный стимулирующий эффект на экономический рост США. В краткосрочной перспективе снижение налогов не приведет к значительному увеличению уровня потребительской активности населения.

Величина ожидаемого профицита федерального бюджета, доступного для осуществления объявленных задач администрацией Буша, даже в том случае, если значительно не ухудшатся условия экономического развития США, может оказаться значительно меньше величины, объявленной в прогнозах правительства и заложенной в основу бюджетных планов Буша.

Для полного осуществления поставленных планов администрация президента Буша была вынуждена либо пойти на существенное сокращение расходов федерального бюджета либо на использование средств доверительных фондов социального обеспечения и страхования для дополнительного финансирования сокращения налогов, либо вернуться к практике дефицитного финансирования экономики США. В том случае, если начнет разворачиваться система противоракетной обороны, то увеличение расходов на оборону значительно превзойдет официально объявленные администрацией границы. Это приведет либо к еще большему сокращению расходов по другим дискреционным программам, либо к общему росту дискреционных расходов и использованию профицитов доверительных фондов социальной сферы на финансирование оборонных программ, либо к возврату к практике

С высокой вероятностью можно предположить, что отсутствие у республиканцев действенных инструментов государственного регулирования экономики США, свободы их использования, и четкой стратегии макроэкономического регулирования, отвечающей текущим условиям развития США, будет причиной неспособности республиканцев предотвратить развитие циклического кризиса. Нежелание реформировать социальную сферу и нейтрализовать влияния «перегрева» экономики приведет, во-первых, к экономической дестабилизации США, снижению уровня доверия иностранных инвесторов к помещению капиталов в долговые инструменты финансовых рынков США, во-вторых, к росту социальной напряженности и назреванию национального и религиозного сепаратизма[43,с.23-24].

В этой связи, Казахстан может учитывать в процессе определения стратегии политико-экономического партнерства с США то, что для разрешения по-прежнему острых экономических и социальных противоречий будут нуждаться: в дополнительных инвестициях; высококвалифицированной рабочей силе; региональном стратегическом партнерстве для борьбы с терроризмом «государств-изгоев»; дополнительных поставках энергетического и минерального сырья по сниженным и стабильным ценам; научных разработках в области охраны окружающей среды. Кроме того, Казахстан может и должен более активно для себя использовать позитивный американский опыт государственного бюджетного планирования и регулирования для решения таких важных для Казахстана задач, как обслуживание государственного долга, развитие НТП, повышение бюджетной дисциплины и ответственности всех правительственных структур за последствия, принимаемых ими решений, снижение неэффективного использования бюджетных средств.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Немного больше по теме

Планирование цен и организация ценообразования на предприятии
Одним из наиболее существенных факторов, определяющих эффективность деятельности предприятия, является ценовая политика на товарных рынках. Цены обеспечивают предприятию запланированную прибыль, конкурентоспособность продукции, спрос на нее. Через цены реализуются конечные коммерческие цели, определяется эффективность деятельности всех звеньев производственно-сбытовой структуры пр ...