Опыт бюджетного регулирования за рубежом

В некоторых странах используют планы и прогнозы на составление Чрезвычайного бюджет а - это бюджет, принимаемый в условиях введения чрезвычайного положения в стране, либо дополнительно к обычному бюджету, либо вместо него. Чрезвычайный бюджет составляется в основном в период войн или стихийных бедствий. Однако в некоторых странах он имел специфический характер. Так, в Бельгии до 1976 года функционировал чрезвычайный бюджет капитальных затрат, впоследствии объединенный с государственным бюджетом. В ряде африканских стран бюджеты капиталовложений (или бюджеты развития) называют чрезвычайным бюджетом. Расходы таких чрезвычайных бюджетов покрываются за счет внутренних и внешних займов и кредитов.

В странах бывшего социалистического лагеря Восточной Европы применяются самые разные методы прогнозирования и планирования. При переходе к рыночной экономике изменились сложившиеся методы прогнозирования и планирования. В основу прогноза и плана бюджетирования положена договорная система. Так, в Чехии и Словакии главным в планировании и прогнозировании является хозяйственный договор, он является основой разработки, как планов предприятий, так и государственного прогноза развития национальной экономики. В Венгерской Республике достаточно хорошо сложилась многоканальная система сбыта национального продукта, что исключает монопольное положение производителя и покупателя. Все венгерские предприятия самостоятельно заключают договоры с зарубежными покупателями, минуя внешнеторговые государственные организации, и ведут расчеты в свободно конвертируемой валюте на демократических началах. Основной задачей Министерства сельского хозяйства и пищевой промышленности Венгрии является стратегическое прогнозирование и планирование, с целью предупреждения товаропроизводителей о перепроизводстве какого-либо вида продукции. В других странах Восточной Европы планы и прогнозы также не носят директивного характера. Также просматривается легкое государственное регулирование экономики в Венгрии и Польше[32,с.17-19].

Опыт США решения бюджетного регулирования экономики регионов этих проблем может иметь практическое значение для Казахстана. При этом возможно выделить основные факторы, которые обеспечили США достижение в условиях мирового экономического спада стабильных темпов экономического развития, обеспечение стабильности объемов внутренней и внешней задолженности, сокращение инфляции, решение проблемы бюджетных дефицитов, обеспечение высокой социальной стабильности, занятости, накопление высокого научно-технического потенциала[33,с.20-28].

Успехи экономического развития США на деле были обеспечены, прежде всего, благодаря усилению, а не снижению, роли государственного регулирования деловой активности США, повышению эффективности бюджетных инструментов государственного регулирования и изменению качества этого регулирования, обеспечивающего максимальный эффект при минимальных бюджетных затратах[34,с.27-29].

Теоретически обоснованный и практически использованный комплекс инструментов регулирования в кредитно-финансовой сфере включает разработку решений по проведению регулирующих мероприятий на основе глубокого комплексного анализа сложившихся экономических условий развития США, проведение мер регулирования как в бюджетной, так и в кредитно-денежной сфере при тесном сотрудничестве казначейства, бюджетных органов правительства и банков ФРС. а также осуществление жесткого контроля над результатами проведенных действий[35,с.2].

Развитие бюджетного законодательства в этих направлениях способствовало тому, что в настоящее время как законодательная, так и исполнительная ветви власти обладают достаточно эффективными инструментами реализации сбалансированной макроэкономической политики, способной проводить в цель бюджетные приоритеты и оказывать благоприятное воздействие в различных областях хозяйственной деятельности США. Это, в свою очередь, определило важное место бюджетной политики в общей системе инструментов государственного регулирования экономики США, что способствовало к концу 90-х годов не только решению проблемы хронических бюджетных дефицитов, но также позволило экономике США выйти на путь упрочения социальной и экономической стабильности в интересах правящих наиболее обеспеченных социальных группировок страны.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Немного больше по теме

Проблемы рынка труда в России
рынок труд безработица Одной из коренных социально-экономических проблем современного этапа развития российского общества является проблема безработицы. Безработица влечет за собой расточение в огромных масштабах главной производительной силы общества - рабочей силы, существенное сокращение потенциального валового продукта и национального дохода страны. Очевидно, что при неполном ...