Государственное регулирование экономики региона: необходимость, сущность, методы реализации

система стратегических планов на общегосударственном, региональном и отраслевом уровнях, нацеленных на реализацию выделенных в комплексном прогнозе этапов и приоритетов социально-экономического развития страны;

разработка и осуществление общегосударственных программ по решению крупномасштабных межрегиональных проблем; реализация целевых программ по решению наиболее острых проблем развития конкретных регионов, в том числе, специальных программ государственной поддержки экологически бедствующих районов, депрессивных малых и средних городов, развития отдалённых сельских районов; создание CЭЗ с соответствующими законодательным, институциональным и методологическим обеспечением в целях ускорения развития соответствующего региона, более полного использования его потенциала, привлечение иностранных инвестиций, современных технологий и т.д. финансово-кредитные и налоговые рычаги.

Методы регионального регулирования могут быть классифицированы по разным критериям.

По способу воздействия на объект регулирования выделяют:

экономические - оказывают стимулирующие и ограничивающие воздействие на проблемы территорий. В свою очередь, они делятся на: прямые (государственные закупки, целевое финансирование, предоставление субсидий), косвенные (меры налоговой, кредитно-денежной, бюджетной, институциональной, инвестиционной, социальной политики);

административные - прямые запреты, которые реализуются через систему нормативно-правовых актов.

В зависимости от территориальной широты:

системный метод (государственные региональные программы);

льготный метод (создание специальных экономических зон на территории).

В общем и целом институты государственного регулирования территориального развития можно также подразделить на: прямые (административные) косвенные (экономические).

Прямые: законодательные акты, связанные с регулированием государственной собственности; акты, регулирующие дотационные трансферты территории; акты, которые регулируют выплаты по социальной защите, и так далее.

Косвенные методы делятся на: финансово-экономические методы: фискальная политика (сбор налогов, налоговое администрирование), денежная политика, внешняя, инвестиционная политика, политика регулирования доходов населения; социально-политические методы: комплексные социальные программы территории, социальная защита населения, политика в сфере образования, здравоохранения и культуры.

Все эти инструменты должны быть согласованы между собой, выстроены как чёткая взаимозависимая система, должны реализовываться комплексно и последовательно. Только в этом случае можно будет говорить о развитии территории и государства в целом.

Прямые методы регулирования экономики адресны и направлены на вмешательство в экономическую деятельность определённого объекта регулирования. К ним относятся: установление государственного заказа на производство определённого объёма конкретного товара (услуги) и т.д.

Косвенные методы конкретно не адресованы, но обязательны для всех хозяйственных субъектов рынка. К ним можно отнести: налоговые регулирования, финансово - кредитная, денежная и т.д. Для регулирования региональной экономики государство использует систему методов. Она должна быть гибкой, дифференцированной и комплексной, учитывающей особенности регионов, характер решаемых ими стратегических и тактических задач.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Немного больше по теме

Проблемы малых нефтяных компаний
Эволюция форм взаимоотношений между собственниками компаний и менеджерами на сегодняшний день только обострило проблему увеличения эффективности деятельности предприятий в нефтегазовой отрасли. Конкурентоспособной остается только лишь модель вертикально интегрированных нефтегазовых компаний. Главной проблемой в этом случае является отсутствие адекватных механизмов оценки эффект ...