Проблемы и перспективы развития российских ТНК

2. Принять закон о российских ПИИ за рубежом и откорректировать нормы Федерального Закона от 09.07.1999 № 160-ФЗ «О регулировании иностранных инвестиций в Российской Федерации» с ориентацией на режим «взаимного обмена технологиями, активами и ресурсами».

. Способствовать интеграции российских специалистов в структуры экспертного сообщества - ассоциации, аналитические центры, так как в настоящее время РФ не имеет представительства ни в одной из международных экспертных структур в сфере транснационализации (ООН, ЮНКТАД и так далее).

. Форсировать вступление России в Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС).

. Создать Агентство страхования экспортных кредитов и инвестиций.

. Сформировать Агентство по содействию инвестициям за рубежом с приданием ему следующих функций: внешнеполитический анализ, систематизация и прогнозирование зарубежных проектов ТНК, разработка и совершенствование системы мер и инструментов господдержки инновационной деятельности российских ТНК за рубежом.

. Определить целевые параметры господдержки ТНК: для крупных ТНК энергетического, транспортного и других развитых секторов - в информационной, аналитической, дипломатической областях; в развивающихся отраслях - в области поддержки инновационных проектов, страхования рисков, а также консультационной и финансовой помощи.

Тем не менее, российским компаниям присущи три основные черты, дающие им значительное преимущество по сравнению с зарубежными ТНК: навыки работы с развивающимися рынками, финансовые ресурсы, гибкая структура. Развивающиеся многонациональные компании обладают знаниями, приобретенными в ходе работы на одном из наиболее трудных рынков в мире. Они знают, как вести себя в условиях риска и нестабильной экономической ситуации, что даёт им возможность разрабатывать более совершенные модели развития производства и сводить к минимуму себестоимость продукции. В этом им помогают относительно дешёвые ресурсы - рабочая сила, энергоносители, сырьё. Помимо этого, российские ТНК активно используют систему трансфертных цен. В результате, за счёт отсутствия контроля в этой сфере они нередко добиваются почти полного устранения налогообложения своей деятельности в России.

Что касается слабых сторон, то экспансия на развитые рынки требует от российских транснациональных корпораций, как и от других развивающихся рынков, ускоренных изменений, направленных на обеспечение большей прозрачности структур собственности и управления, внедрение более высоких стандартов в таких областях, как экология, охрана труда и техника безопасности. Среди слабых сторон российских ТНК следует также назвать: отсутствие внятной экономической стратегии, чёткого налогового, таможенного, антимонопольного, акцизного законодательства, отсутствие информационной поддержки и институциональной базы, несовершенство организационной структуры и методов корпоративного управления.

Таким образом, достижение конкурентоспособности российскими компаниями в условиях глобализации связано:

с повышением инновационности, модернизацией производственных мощностей;

с ростом эффективности имеющихся в распоряжении активов;

с выстраиванием оптимальных цепочек добавленной стоимости;

с успешным поиском новых рынков сбыта;

с внедрением современных технологий, достижением мирового уровня производительности труда и качества продукции;

с совершенствованием управления;

с активным развитием частно-государственного партнерства;

с разработкой и реализацией эффективных глобальных конкурентных стратегий, предусматривающих участие государства в процессе позиционирования российских ТНК в глобальном экономическом пространстве.

Российским ТНК при выходе на международную арену следует чётко продумать стратегию, составить долгосрочные и краткосрочные планы развития. На настоящем этапе развития следует сконцентрировать усилия на рынках развивающихся стран, где можно реализовать свои конкурентные преимущества, особенно следует уделить внимание странам СНГ, с которыми существуют единые производственные цепочки и наблюдается культурная и языковая общность. Предварительно опробовав свой товар на внутреннем рынке, и убедившись в его конкурентоспособности, можно приступить к экспансии в развитые страны. Для этого следует провести подробное исследование рынка, выделить категории целевого потребителя и разработать стратегию.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Немного больше по теме

Планирование себестоимости продукции на ОАО АОМЗ
В современных условиях хозяйствования одним из центральных вопросов теории и практики управления предприятием является обеспечение устойчивых темпов роста в краткосрочной и долгосрочной перспективе. В связи с этим первоочередной целью является создание условий, при которых эффективность деятельности предприятий будет повышаться, что послужит основой для их развития. Одним из наибо ...