Проблемы и перспективы развития российских ТНК
Российские корпорации при выходе на внешние рынки сталкиваются с различными проблемами и препятствиями:
1. Недостаток финансовых средств и практического опыта у российских ТНК для реализации глобальных стратегий (прежде всего, это относится к новым классическим ТНК - «Эльдорадо», «Глория Джинс»).
2. Низкая капитализация и неустойчивость развития российского банковского сектора.
. Низкая конкурентоспособность российских предприятий на мировых рынках. В среднем, лишь 20-25% российских корпораций считаются конкурентоспособными на мировых рынках.
. Географическая структура инвестиций российских ТНК, в основном, характеризуется вложением финансовых ресурсов в страны СНГ и Восточной Европы.
. Исторически сложившийся негативный имидж российских ТНК в развитых странах, характеризующийся отношением к российскому бизнесу, как к бизнесу с «низкими стандартами» с правовой точки зрения и пронизанному коррупцией.
. Непрозрачность деятельности.
. Несоответствие государственных и частных экономических интересов, преследуемых участниками процесса при выходе на зарубежные рынки;
. Отсутствие чётко выработанной позиции государства в отношении глобальных целей ТНК.
. Недостаточная разработанность механизмов выхода российских ТНК за рубеж (в первую очередь инвестиционных и финансовых).
. Немного активов и работников за рубежом в процентном соотношении с общими активами и общим количеством работников, соответственно, не самые лучшие индексы интернационализации.
Целесообразно выделить следующие направления государственной поддержки инновационно активных ТНК для осуществления успешной экспансии на зарубежных рынках:
1. Создание специализированного агентства по содействию иностранным инвестициям за рубежом, которое могло бы сочетать функции координации стимулирования зарубежных инвестиций (аналогичные структуры успешно действуют в Австрии, Франции, Венгрии, Италии, Японии, Норвегии, Словении, Испании, Бразилии, Кении, Марокко, Омане, Сингапуре и на Ямайке).
2. Совершенствование законодательства РФ в направлении нормативного закрепления основных принципов поддержки российских ПИИ за рубежом, а также ужесточение законодательного регулирования иностранных инвестиций в РФ в целях недопущения инвестиционной агрессии из-за рубежа.
. Активная политическая, дипломатическая и информационная поддержка российских компаний, направленная на преодоление негативного отношения к российскому бизнесу за рубежом.
На уровне самих российских ТНК в целях повышения эффективности позиционирования и развития их инновационной деятельности должны быть реализованы следующие мероприятия:
1. Включение стратегии позиционирования в общую стратегию инновационной деятельности ТНК, разработка превентивных программ позиционирования на этапе планирования зарубежного инвестирования или выхода на мировой рынок с инновационной продукцией и технологиями.
2. Формирование GR-департаментов (подразделения по связям с государственными органами власти) в материнских компаниях, филиалах и представительствах российских ТНК, что позволит уменьшить страновые риски, смягчить инвестиционный климат, оптимизировать аналитическую, информационную, лоббистскую деятельность на соответствующем рынке или в принимающей стране.
. Передача GR-департаментам следующих функций: мониторинг деятельности органов государственной власти, бизнес-сообщества, общественного мнения; анализ последствий действия государства для компании; анализ степени влияния общественного мнения на деятельность компании; организация мероприятий по повышению имиджа компании; организация влияния на деятельность органов государственной власти.
Одновременно на государственном уровне необходимо:
1. Определить приоритетные направления развития отечественных ТНК как части государственной внешнеэкономической стратегии и политики.
Немного больше по теме
Понятие ценовой стратегии и ее необходимость
Политика
цен любой компании формируется в рамках общей стратегии фирмы и включает
ценовую стратегию и ее тактику. Как правило, ценовая политика разрабатывается в
рамках общей маркетинговой стратегии, но с учетом финансовых целей и
возможностей предприятия. Она предполагает позиционирование продукта (услуги)
на рынке. Выделяют различные подходы к определению целевого сегмента и
п ...